248
20 февраля 2009

Затраты на маркетинг можно признать

Если цена на товар более чем на 20 процентов отличается от рыночной, налоговики несомненно обратят на нее внимание. Избежать проблем поможет грамотная маркетинговая политика. Отметим, что, как правило, проводят профессиональный маркетинговый анализ специальные сторонние организации. Однако признать такие затраты в налоговом учете можно только при соблюдении определенных условий.

Верно оформленные документы помогут в учете

Для того чтобы избежать придирок со стороны контролирующих органов при составлении договора и прочих сопутствующих документов, нужно иметь в виду следующие моменты...

Составляем договор

При заключении маркетинговых договоров следует уделить самое пристальное внимание формулировкам поставленных перед маркетологами задач. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы из отчета об оказанной услуге в акте приемки (либо в приложении к нему) четко было видно, за что именно заказчик платит деньги. Ведь еще до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организации») официальные органы требовали, чтобы из акта приемки услуг следовал состав и характер оказания услуг (см., например, письма Минфина России от 11 апреля 2001 г. № 04-02-05/2/43 и от 20 апреля 2000 г. № 04-02-05/1).

Сейчас эти требования контролеры при налоговых проверках предъявляют по-прежнему.

Обратим внимание и на то, что нелишним будет закрепить в маркетинговом договоре требования к содержанию и форме отчета исполнителя.

Нужен ли акт приемки маркетинговых услуг?

Здесь ситуация несколько неоднозначна. С одной стороны, чиновники Минфина России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъяснили, что для признания расходов акт оказанных услуг необходимо составлять только в том случае, если этого требует гражданское законодательство или заключенный договор. Но ни Гражданский, ни Налоговый кодексы не требуют наличия акта приемки в качестве обязательного документа, подтверждающего оказание услуги!

Отметим, что такая позиция отражена, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А33-10956/06-Ф02-725/07.

Однако с учетом пристального внимания контролеров к маркетинговым услугам имеет смысл все же предусмотреть составление актов и отчетов маркетологов.

Обратите внимание: для снижения риска придирок составлять такие отчеты и акты рекомендуется при закрытии каждого этапа договора.

Унифицированная форма акта приемки оказанных услуг Госкомстатом России не разработана.

Следовательно, допускается использование произвольной формы документа. Данная форма должна, однако, содержать обязательные реквизиты, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При составлении акта приемки следует иметь в виду, что если содержание отчета по маркетинговым услугам не будет соответствовать условиям договора, то судьи при разбирательстве могут признать произведенные расходы необоснованными (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2008 г. № А19-11279/07-50-Ф02-110/08).

Обратим внимание и на следующий момент. Сотрудничество фирмы с маркетологами возможно в форме абонентского обслуживания, и расчеты с ними, соответственно, будут производиться ежемесячно (ежеквартально). В этом случае все равно не стоит пренебрегать регулярной сдачей-приемкой полноценных отчетов исполнителя услуг с оформлением соответствующих актов.

Иначе фирму-заказчика могут заподозрить в банальном обналичивании денег.

Если видимых результатов исследований нет...

Помимо правильного документального оформления немалое влияние на решение о признании расходов торговой организации на маркетинг может оказать и то, какие результаты дали проведенные исследования.

Хорошо, если анализ рекомендаций маркетологов помог заказчику заключить выгодные сделки, расширить сеть филиалов или добиться иных успехов. С другой стороны, при маркетинговых исследованиях отрицательный результат – тоже результат. Например, если маркетологи предостерегли заказчика от рискованных действий и уберегли его от лишних расходов, то можно считать, что и в этом случае деньги потрачены не зря. Однако положительный результат отрицательного заключения маркетологов сложнее подтвердить.

Ведь в Налоговом кодексе РФ нет положения о том, что следует учитывать только те расходы, которые привели к получению конкретного дохода. Подтверждают это и суды. Они указывают на тот момент, что для признания в налоговом учете расходов достаточно, чтобы они были направлены на получение прибыли.

Например:
– определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П и № 366-О-П;
– постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2007 г. № А56-1041/2007.

Также для данной ситуации имеет большое значение постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53. В нем однозначно говорится о том, что доказательство необоснованности расходов – обязанность налогового органа.

Привлечение маркетологов при наличии специалистов в штате

Иногда налоговики заявляют, что наличие в штате фирмы собственных маркетологов доказывает необоснованность привлечения их коллег со стороны.

Здесь судьи также, как правило, поддерживают налогоплательщиков. Яркий пример – постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07.

Но меры безопасности имеет смысл принять и здесь. Причем доказательства необходимости разделения труда между собственными и приглашенными маркетологами могут быть разными. Можно показать, что у исполнителя маркетинговых услуг есть недоступные штатным работникам возможности и наработки в этой области исследований. Например, доступ к источникам информации, базам данных, владение иностранным языком, спецметодики опросов, специально обученный штат помощников в отдаленных регионах, незаменимые соисполнители, консультанты и т. д.

Делаем вывод: с учетом повышенного внимания контролеров к выплатам по договорам маркетинга заказчику таких услуг следует максимально позаботиться о документальном подтверждении как самого факта их оказания, так и обоснованности маркетинговых расходов фирмы.

Маркетинговые исследования: мнение налоговиков

В главе 25 Налогового кодекса РФ услуги по маркетингу как таковые не упоминаются вообще.

Однако подпункт 27 пункта 11 статьи 264 Налогового кодекса РФ разрешает учесть в прочих расходах затраты на текущее исследование конъюнктуры рынка и сбор информации, которая непосредственно связана с реализацией товаров. Так что же будет относиться к маркетинговым исследованиям? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям налоговиков. Так, неплохая подсказка содержится в письме ФНС России от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-03/183@.

По мнению налоговиков, маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность, направленная на изучение текущего рынка сбыта. Там же указано, что исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур:
– определение размера, а также характера рынка;
– расчет реальной и потенциальной емкости рынка;
– анализ факторов, влияющих на развитие рынка;
– учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;
– определение степени насыщенности рынка и т. д.;
– сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т. п.;
– исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;
– наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими помещениями и т. д.;
– анализ внешних факторов развития рынка.