3706
10 апреля 2009

Шесть лет спустя. Как сделать безопасной работу с кассовой техникой

Правила регистрации и использования контрольно-кассовой техники до сих пор неоднозначно трактуются чиновниками. Мы подготовили рекомендации, которые помогут предотвратить самые распространенные проблемы, возникающие при регистрации и применении кассовых аппаратов.

Какие документы необходимы для регистрации ККТ

Прежде чем начать использовать кассовый аппарат, его необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции по месту учета организации или по месту жительства предпринимателя (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Перечень документов, которые придется представить в налоговую инспекцию для регистрации ККТ, приведен в пункте 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, далее - Положение о ККТ). К таким документам относятся:

- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;

- договор о технической поддержке контрольно-кассовой техники, заключенный между организацией-пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания);

- заявление о регистрации контрольно-кассовой техники.

Кстати, с 18 июня 2008 года применяется новая форма заявления, утвержденная приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@.

Несмотря на то что есть четкий перечень документов, необходимых для регистрации ККТ, налоговики постоянно требуют дополнительные бумаги. При этом в каждой инспекции свой набор требований. Но чаще всего это:

- журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4);

- журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8);

- паспорт электронных контрольных лент защищенных;

- свидетельство о праве собственности на помещение, в котором будет установлен кассовый аппарат, либо договор аренды такого помещения.

С чиновниками можно поспорить, ведь если в законе и подзаконных актах не прописаны дополнительные документы для регистрации, можно их не представлять. Но свою правоту, видимо, придется доказывать в суде.

Если кассу установили по новому адресу, относящемуся к той же инспекции

Можно ли использовать ККТ по другому адресу, отличному от адреса в карточке регистрации машины? Налоговики на этот вопрос отвечают четко - нельзя. Кассу надо перерегистрировать, даже если новый ее адрес относится к той же ИФНС. Если компания поступит иначе, инспекторы расценят это как использование незарегистрированной ККТ.

Для перерегистрации сначала необходимо снять с учета кассовую машину, подав соответствующее заявление в ИФНС по местонахождению самой компании. К нему надо приложить паспорт аппарата и карточку регистрации (п. 16 Положения о ККТ). В течение пяти рабочих дней налоговый орган должен снять с учета кассовый аппарат. После этого кассу нужно будет зарегистрировать заново по новому адресу.

Использование ККТ, исключенной из реестра

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что использовать можно только те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Этот перечень моделей постоянно обновляется (последнее обновление внесено приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 30 декабря 2008 г. № 480). Актуальная информация по состоянию на конкретную дату размещается на сайте Минпромторговли России (www.minprom.gov.ru).

Даже если модель исключена из Госреестра ККТ, ее можно использовать вплоть до истечения нормативного срока амортизации (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ).

Напомним, что у контрольно-кассовой техники срок полезного использования - от пяти лет и одного месяца до семи лет включительно. По окончании нормативного срока модель, исключенная из Госреестра ККТ, снимается с регистрации. Эту процедуру налоговики проводят самостоятельно. Причем инспекция обязана уведомить организацию-пользователя об этом не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации (п. 19 Положения о ККТ). При снятии с учета ККТ инспекторы тут же приходят проверить, используется эта машина или нет. Поэтому лучше самим отслеживать информацию об исключении из Госреестра ККТ моделей кассовых аппаратов и определять дату истечения срока амортизации для таких моделей.

Контрольные закупки незаконны

Согласно статье 7 Федерального закона № 54-ФЗ, налоговики должны контролировать применение контрольной техники. Одним из методов такой ревизии является контрольная закупка. Однако суды довольно часто признавали штрафы, наложенные в результате таких проверок, неправомерными. Дело в том, что порядок проведения контрольной закупки есть только в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Там такой метод контроля отнесен к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только оперативные сотрудники, к которым налоговики не относятся. На это неоднократно указывали арбитражные суды. А точку в спорах поставило постановление Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2008 г. № 3125/08.

Однако налоговики не успокоились. Так, в январе 2009 года вышло закрытое письмо ФНС России, в котором региональным управлениям рекомендовано проводить контрольные закупки только в тех округах, где арбитражные суды разрешают подобный метод контроля. Как видно из решений по спорам о правомерности контрольных закупок, наиболее лояльны к налоговикам федеральные арбитражные суды Московского, Дальневосточного и Западно-Сибирского округов.

А в других регионах инспекторы нашли замену контрольным закупкам - проверочные покупки. В чем разница? Инспекторы также приходят на объект, производят закупку, но уже якобы для себя (то есть деньги и товар не возвращаются). И если налогоплательщик нарушил какие-то требования Закона о ККТ (не пробил чек, указал в чеке меньшую сумму), налоговики объявляют, что это была проверка применения кассы (право проводить такие проверки предусмотрено ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ). Далее инспекторы составляют акт проверки (вместо привычного акта закупки). На основании этого акта налагается штраф по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Увы, такие проверки вполне законны.

За неприменение кассовой техники юридическое лицо могут оштрафовать на 40 000 руб.

Согласно статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники налагается штраф на должностных лиц от 3000 до 4000 руб., на юрлиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Что понимать под неприменением ККТ, разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. №16. По мнению судей, это:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата;

- использование ККТ, которая не зарегистрирована в налоговых органах;

- применение кассы, не включенной в Гос- реестр ККТ, у которой истек срок амортизации;

- использование машины без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

- эксплуатация кассы, у которой пломба отсутствует или имеет повреждение;

- пробитие на ККТ чека с указанием суммы менее той, что была уплачена покупателем или клиентом.