338
8 октября 2009

Как сдать на водительские права в Московском регионе

Несмотря на вечные московские пробки, желающих сменить вагон метро на салон собственной машины весьма много. Для того чтобы это желание исполнилось, нужно всего две вещи: автомобиль и водительские права. О том, как получить последние, — в нашей статье.

Можно пойти двумя путями: записаться в автошколу либо освоить дорогу самостоятельно. Рассмотрим плюсы, минусы и подводные камни каждого из них.

Обучение в автошколе

Большинство желающих водить автомобиль проходят обучение в автошколе — это привычнее и надежнее. Кроме того, школа берет на себе организационные хлопоты: договаривается о сдаче экзаменов с ГИБДД, предоставляет свои автомобили на время испытания и зачастую организует медицинские комиссии для своих учащихся.

Выбираем автошколу.

Автошкол в Москве очень много, но найти подходящую именно вам не так уж легко. Несколько советов, которые помогут это сделать.

— Почитайте отзывы об автошколах на специализированных сайтах (например, www.avtogai.ru, www.gazu.ru), поинтересуйтесь у знакомых, кто недавно учился вождению, понравилось ли им обучение.

— Если стоимость обучения в автошколе существенно ниже среднерыночной, уточните, что туда входит. Вполне вероятно, в процессе обучения вы столкнетесь с такими сюрпризами, как доплата за бензин, сдачу внутреннего экзамена и т. д.

— Спросите, на каких машинах будет проходить обучение. Лучше выбрать автомобиль, максимально похожий на ваш собственный. К примеру, нет нужды ездить на отечественной машине, если после экзамена вам предстоит рулить иномаркой с гидроусилителем руля. Правда, даже если у вас автоматическая коробка передач, учиться и сдавать все равно придется на «механике». Разрешить экзамены на машинах с АКП у чиновников пока только в планах.

Учимся.

Обучение в автошколе делится на два основных блока — освоение теории и практики вождения. Количество часов по теоретическим занятиям в каждой школе строго определено и колеблется от 24 до 40. Число практических занятий можно выбрать индивидуально. Обычно для нулевого уровня предлагается максимум 50 часов практики. Сюда входит вождение по площадке и улицам города. Но, как правило, ученики останавливаются на 30 часах.

Избегаем подводных камней.

Поинтересуйтесь, указано ли в договоре, как часто будут проходить уроки по вождению. Бывает, что практические занятия назначаются с большими перерывами. Например, в начале обучения проходят два-три занятия на площадке, а вождение по городу начинается только через полтора месяца. Понятно, что за это время забудутся все свежеприобретенные навыки. Автошколам это на руку: вы по второму кругу пойдете на площадку.

Та же самая ситуация и с экзаменом в ГИБДД: чем ближе по времени он будет к экзамену в автошколе, тем больше шансов его сдать.

В большинстве договоров на обучение указано общее количество часов по практике вождения. Поэтому заранее уточните, сколько занятий будет на площадке и сколько в городе. И попросите указать эти цифры в договоре. Дело в том, что некоторые автошколы грешат тем, что большинство уроков проводят на площадке. А за выезды в город инструкторы просят дополнительную оплату.

Оплата мимо кассы — это еще один камушек. Некоторые инструкторы изначально крайне равнодушно, а то и грубо относятся к своим ученикам. «Умаслить» их можно, только пообещав, что вы либо возьмете дополнительные занятия (о которых не узнают в автошколе), либо за каждый урок будете доплачивать непосредственно своему учителю.

Очевидно, что изначально, выбирая автошколу, вы не можете предугадать, как поведет себя инструктор. Универсальный совет: будьте готовы к худшему и оплатите через автошколу минимально возможное количество часов, а остальное нагоните в частном порядке. Минимум в разных автошколах колеблется от 12 до 20 часов.

Стоимость практического занятия в автошколе в среднем составляет 500—800 руб.

И еще один момент: если вы не прописаны в столице, в некоторых автошколах могут запросить дополнительные деньги за «согласование организационных моментов с региональным отделением ГИБДД». Под этой фразой скрывается необходимость сделать запрос в местную дорожную инспекцию о том, не выдавались ли вам права ранее. На самом деле это обязанность автошколы и брать за это деньги неправомерно. Если они настаивают на своем, лучше возьмите данную справку самостоятельно либо же меняйте автошколу.

Плюсы.

Вас будут ориентировать на сдачу экзамена в конкретном ГИБДД, особенности которого сотрудникам автошколы уже известны. Кроме того, вы проведете нечто вроде репетиции, сдав внутренний экзамен.

Минусы.

Вам придется подстраиваться под назначенное время занятий, кроме того, возможен большой разрыв между практическими уроками. И не факт, что инструктор будет принимать в расчет ваши пожелания.

Цена вопроса.

Перечислим ваши расходы.

Теоретические занятия: 5000 руб.

Практика: 30 часов по 500 руб., 15 000 руб.

Возможные доплаты инструктору: 200 руб. за каждый урок, 6000 руб.

Медкомиссия: 500 руб.

Оплата экзамена в ГИБДД и госпошлины: 860 руб.

Итого: 27 360 руб.

Самостоятельное обучение

Раньше для допуска к экзаменам в ГИББД нужна была справка из автошколы. Теперь чиновники решили, что будущий автолюбитель может самостоятельно выучить теорию, а практику освоить с частным инструктором. Право на самостоятельную подготовку прописано в пункте 10.2 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Осваиваем теорию.

Книги по теории лучше покупать не под общим названием «Правила дорожного движения», а те, что «заточены» именно под экзамены в ГИБДД. В таких изданиях есть тестовые задания и вопросы, которые могут попасться вам при сдаче. Существуют и компьютерные программы: там моделируется ситуация, с которой ученик может столкнуться на дороге, и на выбор предлагаются дальнейшие действия.

Практикуемся.

Частного инструктора можно найти по рекомендации знакомых или же выбрать на специальных сайтах (например, www.instruktorauto.ru, www.vip-99.ru). Новичкам, как показывает практика, нужно накатать не менее 30 часов. Большинство автоучителей предлагают обучение в конкретном районе, но есть и такие, кто ездит по всему городу.

Лучше заранее узнать возможные маршруты, по которым вас будет «гонять» инспектор ГИБДД, и пройти их со своим инструктором. Таким образом вы выучите все встречающиеся там знаки, обратите внимание на особенности дороги. Опытный учитель всегда расскажет вам о том, на чем инспекторы могут завалить на экзамене.

Обращаем внимание: уроки у частного инструктора стоят дороже, чем в автошколе. Их цена находится в пределах 1000—2000 руб. за час.

Готовим документы.

Чтобы записаться на экзамен в ГИББД, вам нужно подготовить паспорт, медицинскую справку и ее ксерокопию. Получить справку можно не в каждой поликлинике, поэтому узнайте заранее их адреса в ближайшем МРЭО ГИБДД. Для прохождения медкомиссии при себе нужно иметь паспорт, военный билет (если есть), два фото 354, заключения из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту прописки. В некоторых поликлиниках требуют сведения о группе крови, резус-факторе, ЭКГ (для граждан старше 40 лет). Прохождение медкомиссии может растянуться на целый день. Стоимость — от 350 до 500 руб. В частных медицинских клиниках стоимость выше, но зато вы сэкономите время.

Итак, с паспортом и справкой вы идете в отделение дорожной инспекции, пишете заявление с просьбой принять у вас экзамен после самоподготовки и подписываете его у начальника МРЭО ГИБДД. Как рассказывают водители, прошедшие через эту процедуру, сами сотрудники ГИБДД довольно прохладно относятся к «индивидуалистам», не посещающим автошколу, и иногда чинят им различные бюрократические препятствия. Здесь обычно помогают умение настоять на своем и ссылка на вышеназванный пункт правил.

Затем вам выдают водительскую карточку (ее нужно заполнить), экзаменационный лист и квитанции: на оплату самого экзамена (360 руб.) и госпошлины (500 руб.). Также вам должны назначить дату и время проведения экзаменов. Чаще всего кандидата прикрепляют к группе одной из автошкол, которые сдают экзамен в данном отделении ГИБДД.

Сдаем экзамен.

Сдать экзамены после самостоятельной подготовки в Москве можно только в двух отделениях ГИБДД:

— в МРЭО Управления ГИБДД САО (ул. Лобненская, дом 20): жителям Центрального, Северного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Зеленоградского административных округов г. Москвы;

— в 1-м отделении МРЭО Управления ГИБДД ЮАО (Варшавское шоссе, дом 170Д): жителям Южного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов г. Москвы.

Обращаем внимание: речь идет о людях, которые прописаны в этих районах. Что касается иногородних, желающих самостоятельно сдать экзамен, то им нужно обращаться в МРЭО Управления ГИБДД САО, причем представить туда очень большое количество документов. Поэтому им удобнее сдавать экзамены через автошколу.

В Подмосковье сдавать на права — как самостоятельно, так и после автошколы — нужно по месту прописки.

Проходить экзамен придется скорее всего на машинах автошколы, к ученикам которой вас прикрепят на время экзамена. Имеет смысл заранее узнать, что это за автошкола, и взять несколько уроков у ее инструкторов. Таким образом вы освоитесь с автомобилем. В противном случае может возникнуть неприятная ситуация, когда, оказавшись в незнакомой машине, вы растеряетесь и не сможете найти на панели управления ближний свет либо обнаружите, что педали нажимаются непривычно туго.

Меньше ли шансов у человека, не посещавшего автошколу, сдать экзамен в ГИБДД? К сожалению, да. Как рассказывают автолюбители, сдать с первого раза практически невозможно, и в целом к «индивидуалистам» инспекторы относятся еще хуже, чем ко всем остальным.

Алишер Захидов, адвокат Союза защиты прав автомобилистов:

— Конечно, завалить на экзамене можно любого кандидата в водители. Однако инспекторы обычно особенно не любят тех, кто идет сдавать вождение после самоподготовки. Среди сотрудников ГИБДД принято считать: те, кто проходит экстерн, — это безответственные ученики, которым лень ходить в автошколу. Они легкомысленно учат билеты, формально подходят к урокам вождения и отправляются на экзамен, что называется, «на ура».

Среди инспекторов даже есть негласное правило: «повнимательнее» смотреть на кандидатов в водители, первый раз сдающих экзамен после самоподготовки. Однако не стоит переживать по этому поводу. Как показывает практика, ученики автошкол тоже далеко не все сдают с первой попытки.

Вообще главное, на мой взгляд, — научиться ездить действительно хорошо. Универсального рецепта, как лучше проводить подготовку, пока никто не изобрел. У самостоятельно готовящегося ученика явное преимущество. Автошколы не всегда могут дать кандидату в водители столько же, сколько дает вдумчивое изучение правил дорожного движения и занятия с инструктором на хорошей учебной машине.

Плюсы.

Во-первых, вы сами планируете свое обучение и ни под кого не подстраиваетесь. Во-вторых, существует мнение, что самостоятельная подготовка дает лучшие результаты, чем автошкола.

Объясним, с чем это связано. Частный инструктор стоит дороже, чем школьный: но он старается дать именно то, что нужно вам. Скажем, один человек уже на десятом часу практики хочет узнать, что такое экстремальное вождение; а для некоторых главное, чтобы учитель был предельно вежлив и не повышал голос. Всего этого люди скорее всего не найдут в автошколе, даже если будут доплачивать инструктору: тамошние учителя изначально ориентированы на конвейер, а не на конкретного клиента.

Минусы

Главная опасность — негативное отношение сотрудников ГИБДД к тем, кто сдает экзамен самостоятельно. Кроме того, от вас требуется весьма жесткая самодисциплина.

Цена вопроса.

Перечислим ваши расходы.

Покупка книг или компьютерных программ: примерно 1000 руб.

Уроки инструктора: 30 часов по 1000 руб., 30 000 руб.

Медкомиссия: 500 руб.

Оплата экзамена в ГИБДД и госпошлины: 860 руб.

Итого: 32 360 руб.

Экзамен в ГИБДД: можно ли сдать с первого раза?

Большинство прошедших это испытание на данный вопрос твердо ответят «нет». Как правило, теория сдается относительно легко — с первого–третьего раза. Упражнения на площадке — также или чуть труднее. А вот способность ездить по городу можно доказывать до бесконечности. Счастливчиками считаются сдавшие «город» с третьей—шестой попытки.

Если экзамен вы провалили, то повторный можно сдать не ранее чем через семь дней. Если вы сдали теорию, но завалили практику, то оценка за теорию будет действительна в течение трех месяцев.

У сотрудников ГИБДД есть множество приемов, которыми они сбивают с толку кандидатов в водители. Иногда в ход идут откровенные провокации. Вот несколько историй с интернет-форумов.

«Если инспектор хочет тебя завалить — он обязательно завалит. Например, садишься в машину — уже штрафные баллы, потому что пристегнулся не сразу, а через полминуты. То есть, видимо, нужно сначала пристегнуться, а потом садиться».

«Гаишники постоянно устраивают ловушки. Например, едем по городу, он меня просит остановиться у киоска, чтобы сигарет купить. Останавливаюсь, а он улыбается — здесь остановка запрещена, иди на пересдачу».

«Ко всем просьбам инспектора во время экзамена нужно относиться подозрительно. Меня неоднократно просили сделать поворот налево, когда он был запрещен, развернуться через сплошную линию, остановиться на пешеходном переходе».

«Еще один способ — возить ученика, что называется, до потери пульса. Обычно экзамен по времени не превышает 20–25 минут. Однако никакими правилами инспекторы не ограничены. А откатать идеально 40–45 минут по городу в достаточно нервных условиях очень сложно».

«Особенно предвзято инспекторы относятся к девушкам. Как мне сказал мой экзаменатор, все мы, девушки, либо любовницы, либо дочки олигархов. Поэтому заплатить предлагают сразу, чтобы не мучиться».

Хорошо известно, что некоторые сотрудники ГИБДД предлагают «сдать экзамен платно» или, проще говоря, купить права. Стоит это от 20 000 руб. И многие люди идут на это, потому что нет другого выхода — инспекторы упорно заваливают их даже после десятой попытки. Тем не менее стоит иметь в виду, что покупка прав — это прямое нарушение закона как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

На экзамене многое зависит и от конкретного отделения ГИБДД. По мнению учеников, существуют такие дорожные инспекции, в которых бесплатно сдать экзамен нереально. А в некоторых, наоборот, это удается относительно быстро.

А вообще, испытание в ГИБДД — это не конец, а только начало. Потом вы станете и учеником, и инструктором в одном лице, а уроки вождения вам будет преподавать дорога.