159
31 октября 2009

«Упрощенка» в Московском регионе: что изменится с 2010 года

В Москве и области ставка «упрощенного» налога в 2010 году для некоторых налогоплательщиков составит 10 процентов. Весомый аргумент в пользу того, чтобы перейти на этот режим. Поговорим о других плюсах «упрощенки» и об ее ограничениях.

Налог по ставке 10 процентов заплатят те, кто применяет объект «разница». В Московской области соответствующий закон действует с 2009 года, а в Москве будет принят в ближайшее время. О том, какие именно категории «упрощенщиков» подпадают под льготу, читайте на стр. 13.

Некоторые моменты, связанные с «упрощенкой», до сих пор вызывают у бухгалтеров вопросы. Например, при каком лимите — 30,76 млн руб. или 57,9 млн руб. — налогоплательщик вправе остаться на данном режиме? Мы выяснили, что по этому поводу думают налоговики Московского региона. А тем, кто только собирается перейти на «упрощенную» систему, напоминаем — подать заявление в налоговую инспекцию необходимо до 30 ноября.

При какой выручке налогоплательщик утрачивает право применять «упрощенку»

До недавнего времени величина лимита по «упрощенке» не вызывала споров: чтобы посчитать ее, нужно было 20 млн руб. умножить на коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливался Минэкономразвития России. Например, в этом году он равен 1,538. Получалось, что лимит по «упрощенке» составляет 30,76 млн руб. (20 млн руб. × 1,538).

Но в мае 2009 года в дело вмешался ВАС РФ. В постановлении Президиума от 12 мая № 12010/08 судьи заявили: 20 млн руб. нужно умножать не только на последний, но и на более ранние коэффициенты-дефляторы. Если следовать этой логике, то по итогам 2009 года предельный размер выручки «упрощенщика» не должен превышать уже 57,9 млн руб. (20 млн руб. × 1,538 × 1,34 × 1,241 × 1,132).

Минфин России с такой позицией не согласился. В письме от 24 августа 2009 г. № 03-11-11/169 финансисты заявили, что каждый новый коэффициент-дефлятор уже учитывает предыдущие, и сообщили, что напишут письмо председателю ВАС РФ с предложением «об урегулировании вопроса».

Что касается ФНС России, то ведомство заняло двоякую позицию: с одной стороны, в письме от 1 сентября 2009 г. № ШС-22-3/684@ налоговики прямо заявили: лимит по «упрощенке» составляет 57,9 млн руб., они целиком согласны с мнением ВАС РФ. С другой — к этому же письму приложили письмо Минфина, о котором мы говорили выше. То есть одновременно высказали два противоположных мнения.

Разумеется, во всех этих «играх» чиновников мало хорошего для самих «упрощенщиков». Ведь им нужно точно знать величину лимита. Поэтому мы — под видом обычных налогоплательщиков — обзвонили территориальные инспекции и спросили, при какой, по их мнению, выручке «упрощенщик» утрачивает право применять данную систему.

Результат оказался обнадеживающим: во всех инспекциях — и в Москве, и области — уверенно ответили: 57,9 млн руб. В ИФНС № 4 по Москве тотчас сослались на письмо ФНС России от 1 сентября 2009 г. № ШС-22-3/684@ , а в ИФНС № 6 честно признались, что про письмо Минфина России вообще слышат впервые.

Точно так же посоветовали перемножить между собой все коэффициенты в МРИ № 5 и других инспекциях Московской области. В МРИ № 8 добавили, что, если есть два письма, руководствоваться всегда нужно последним, а в данном случае это письмо ФНС.

Таким образом, как мы видим, пока чиновники Минфина России спорят и пытаются переманить на свою сторону судей ВАС РФ, инспекторы на местах не терзаются сомнениями и твердо знают, каким должен быть лимит при «упрощенке».

В чем плюсы «упрощенки»

У «упрощенного» режима есть два основных преимущества, каждое из которых начинается со слова «меньше»: меньше работы бухгалтеру, меньше налогов компания заплатит в бюджет. А для индивидуального предпринимателя это в большинстве случаев вообще самый оптимальный режим.

Снижается налоговая нагрузка.

«Упрощенщик» не платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Вместо всего этого в бюджет идет «упрощенный» налог. Из взносов во внебюджетные фонды компания на упрощенной системе платит лишь в Пенсионный фонд РФ — по ставке 14 процентов.

Все это сулит значительную экономию: в некоторых случаях общая налоговая нагрузка уменьшается более чем в два с половиной раза, а при ставке 10 процентов — даже в три (см. расчеты на стр. 15).

Уменьшается количество отчетности, которую нужно сдавать в течение года.

Декларации по «упрощенному» транспортному и земельному налогам подаются в инспекцию один раз в год. А ежеквартально «упрощенщики» сдают только расчеты на обязательное пенсионное страхование.

В некоторых случаях «упрощенщики» могут подавать другие декларации. Например, по НДС при импорте или по налогу на прибыль при условии, что компания получает дивиденды. Но это бывает не так уж часто.

Спорным остается вопрос, обязан ли «упрощенщик» вести бухучет. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» вести нужно лишь учет основных средств и нематериальных активов. Однако у Минфина России есть свое мнение на этот счет. А именно: ООО обязаны вести бухучет, поскольку им необходимо распределять прибыль, сопоставлять чистые активы с величиной капитала, определять стоимость продаваемого имущества при крупных сделках. Об этих обязанностях сказано в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». И поскольку эти нормы являются специальными, а норма из Федерального закона «О бухгалтерском учете» — общей, то первое имеет приоритет над вторым. Все эти мысли высказаны в письме Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 07-05-08/156.

Впрочем, ФНС России не требует от «упрощенщиков» сдавать бухгалтерскую отчетность в инспекции. Соответственно штрафовать компании за отсутствие бухучета они не намерены. Так говорится в письме ФНС России от 15 июля 2009 г. № ШС-22-3/566@.

Для индивидуальных предпринимателей: нет НДФЛ. 

Для ИП «упрощенный» налог заменяет помимо прочих еще и НДФЛ.

Наталья Лаптева, главный бухгалтер Tax Consulting UK:

— Думаю, для индивидуального предпринимателя упрощенная система — это самый лучший вариант. После уплаты единого налога оставшиеся средства можно перечислить на текущий счет предпринимателя как физического лица и спокойно распоряжаться деньгами, не перечисляя в бюджет НДФЛ. На этот счет даже есть письмо Минфина России: от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/35.

Какие налогоплательщики не вправе перейти на «упрощенку»

Главные ограничения — это размер выручки и численность работников. Напомним: по итогам 9 месяцев 2009 года доходы налогоплательщика не должны превышать 45 млн руб. Сумма дохода определяется по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ. А количество работников не может превышать 100 человек. Кроме того, компания не должна заниматься некоторыми видами деятельности и не может иметь филиалы и представительства. Правда, здесь важно отметить следующее: если факт существования обособленного подразделения не отражен в учредительных документах, проблем не будет. Например, об этом сказано в письме Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/2/57.

Дина Сверчкова, юрист консалтинговой группы «Налоговик»:

— Если у организации есть представительство или филиал, она не имеет права применять упрощенную систему. Однако это не касается компаний, имеющих обособленные подразделения при условии, что данные подразделения не отражены в учредительных документах. И если инспекторы проведут выездную проверку и обнаружат, что у «упрощенщика» есть подобные обособленные подразделения, они не заявят, что компания утратила право на «упрощенку».

Все ограничения — какие налогоплательщики не вправе применять «упрощенку» — перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В чем недостатки «упрощенки»

Рассмотрим подробно главные минусы «упрощенки».

Невозможность для контрагентов принять к вычету НДС. 

Многие компании на общей системе предпочитают ничего не покупать у «упрощенщика», поскольку тот не выделяет НДС в счетах-фактурах, соответственно покупатель не может принять налог к вычету.

Данная ситуация вызывает много споров. Некоторые продавцы, идя навстречу контрагентам, все же выделяют НДС. Но в этом случае налог нужно перечислить в бюджет. За неуплату «упрощенщику» грозят следующие санкции: штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ за неподачу декларации и по статье 122 за неуплату налога. Подобные прецеденты уже были рассмотрены ВАС РФ в пользу налоговиков. Например, в определении от 4 июля 2008 г. № 7794/08.

Кстати, и контрагенту право на вычет НДС по товарам, купленным у «упрощенщика», скорее всего придется отстаивать в суде. По крайней мере инспекторы при проверке обычно снимают подобные вычеты.

Более узкий перечень расходов.

При «упрощенке», как и при общей системе, расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы, однако перечень затрат значительно уже.

Елена Антощук, юрист отдела налогообложения и судебной защиты АКГ «Развитие бизнес-систем»:

— Хотя в целом «упрощенная» система налогообложения и позволяет сэкономить средства, а также упростить учет, в некоторых случаях она может быть невыгодна. Так, ограничен перечень затрат, которые можно отнести на расходы. Или существует риск, что покупатели откажутся работать с поставщиком, выставляющим счета-фактуры без НДС. Кроме того, налоговые инспекторы с подозрением относятся к ситуации, когда есть группа компаний, имеющая общих учредителей, и одна из организаций переходит на «упрощенку». Контролеры могут увидеть здесь схему и начать внимательно изучать деятельность этой группы компаний.

Отдельно нужно перечислить расходы, которые налогоплательщик не сможет принять при «упрощенке».

1. Стоимость консультационных и информационных услуг (подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

2. Представительские расходы (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

3. Потери от брака (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ).

4. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).

5. Расходы на услуги банков (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

6. Расходы в виде санкций за нарушение договорных или долговых обязательств (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

7. Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

8. Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

9. Суммы безнадежных долгов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2006 г. № 03-03-04/1/574).

10. Расходы по подбору работников (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ).

11. Расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

12. Платежи работодателей по договорам добровольного личного страхования (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

13. Расходы на ликвидацию основных средств (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Перечень затрат при «упрощенке» является закрытым, хотя есть и исключения. Например, расходы на оплату труда учитываются по правилам статьи 255 Налогового кодекса РФ, то есть в том же порядке, что и для целей налога на прибыль. Напомним, это открытый перечень: согласно пункту 25 статьи 255, затратами признаются любые выплаты, произведенные в пользу работника, если они предусмотрены трудовым или коллективным договором.

Напоследок поговорим, какой объект налогообложения лучше выбрать: «доходы» или «разницу». Кратко резюмировать следует так: первое выгодно тем, у кого в принципе маленькие расходы, а также велики затраты на персонал. Сюда относятся налогоплательщики, которые оказывают услуги, IT-компании, различные виды консалтинга и научно-техническая деятельность. Почему важны большие расходы на персонал? Дело в том, что пенсионные взносы и оплаченные работодателем больничные можно вычесть из суммы единого налога. Правда, уменьшить его более чем на 50 процентов не получится.

«Разница» же хороша для налогоплательщиков с высокой долей материальных затрат. Например, для компании, у которой расходы на оплату труда вместе со взносами в Пенсионный фонд составляют чуть больше 20 процентов от выручки, а прочие затраты — около 50 процентов, объект «разница» с 15-процентной ставкой сулит порядка 0,7 процентных пункта налоговой экономии (см. расчеты на стр. 15).

Для каких налогоплательщиков ставка при «упрощенке» составляет 10 процентов

На момент подготовки статьи в Московской области уже действовал закон, снижающий ставку для определенных налогоплательщиков. Что касается Москвы, то здесь это пока только законопроект. Однако он уже одобрен столичным правительством и до конца года скорее всего будет официально принят.

В Московской области. Итак, воспользоваться льготной 10-процентой ставкой могут в период с 1 января 2009 года до 31 декабря 2011 года «упрощенщики» со следующими видами экономической деятельности:

— сельское хозяйство;

— транспорт (организация перевозок грузов);

— управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда;

— предоставление услуг в сфере культуры;

— предоставление услуг в области спорта;

— предоставление социальных услуг;

— предоставление услуг в сфере образования;

— производство изделий народных художественных промыслов.

Данный перечень содержится в Законе Московской области от 12 февраля 2009 г. № 9/2009-ОЗ.

В Москве. В столице список льготников значительно уже. Ставку 10 процентов обещают налогоплательщикам со следующими видами экономической деятельности:

— обрабатывающие производства;

— управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда;

— научные исследования и разработки;

— предоставление социальных услуг;

— деятельность в области спорта.

Пониженная ставка применяется только при условии, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) по данным видам экономической деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 75 процентов от общей суммы выручки.

Сколько можно сэкономить благодаря «упрощенке»

Давайте сравним налоговую нагрузку при общей и упрощенной системе.

Показатели для ООО «Слава»

Предполагаемая выручка за 2010 год: 10 620 000 руб. (в том числе НДС).

Расходы на оплату труда: 2 100 000 руб.

Среднегодовая стоимость основных средств: 220 000 руб.

Амортизация: 40 000 руб.

На балансе компании есть основное средство со сроком полезного использования шесть лет. Его ожидаемая остаточная стоимость на 31 декабря 2009 года — 200 000 руб.

Прочие расходы: 5 500 000 руб.

«Входной» НДС: 810 000 руб.

Показатели Общая система налогообложения, руб. Упрощенная система, объект «разница», ставка 15%, руб. Упрощенная система, объект «разница», ставка 10%, руб. Упрощенная система, объект «доходы», руб.
Выручка 10 620 000 (в том числе НДС — 1 620 000) 10 620 000 10 620 000 10 620 000
Расходы на оплату труда 2 100 000 2 100 000 2 100 000 2 100 000
Взносы во внебюджетные фонды 546 000 (2 100 000 × × 26%) 294 000 (2 100 × 14%) 294 000 (2 100 × 14%) 294 000 (2 100 × 14%)
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 21 000 (2 100 000 × 1%) 21 000 (2 100 000 × 1%) 21 000 (2 100 000 × 1%) 21 000 (2 100 000 × × 1%)
Амортизация (по основным средствам, приобретенным до перехода на «упрощенку») 40 000 100 000 (200 000 × 50%) 100 000 (200 000 × 50%)*
Налог на имущество 4840 (220 000 × 2,2%)
Прочие расходы 5 500 000 5 500 000** 5 500 000**
«Входной» НДС 810 000 810 000 810 000
Итого расходов 8 211 840 (2 100 000 + 546 000 + + 21 000 + 40 000 + + 4 840 + 5 500 000) 8 825 000 (2 100 000 + 294 000 + + 21 000 +100 000 + + 5 500 000 + 810 000) 8 825 000 (2 100 000 + 294 000 + + 21 000 + 100 000 + + 5 500 000 + 810 000)
НДС к уплате 810 000 (1 620 000 — 810 000)
Налоговая база по налогу на прибыль / «упрощенному налогу» 788 160 (10 620 000 — 1 620 000 — — 8 211 840) 1 795 000 (10 620 000 — — 8 825 000) 1 795 000 (10 620 000 — — 8 825 000) 10 620 000
Сумма налога на прибыль / «упрощенного налога» 157 632 (788 160 × 20%) 269 250 (1 795 000 × 15%) 179 500 (2 795 000 × 10%) 343 200 (10 620 000 × × 6% — 294 000)
Прибыль, оставшаяся после налогообложения 630 528 (788 160 — 157 632) 1 525 750 (1 795 000 — 269 250) 1 615 500 (1 795 000 — 179 500)
Общая сумма налогов (взносов) 1 539 472 (546 000 + + 21 000 + 4840 + + 157 632 + 810 000) 584 250 (294 000 + + 21 000 + 269 250) 494 500 (294 000 + + 21 000 + 179 500) 658 200 (294 000 + + 21 000 + + 343 200)
Налоговая нагрузка (по отношению к выручке) 14,5% 5,5% 4,7% 6,2%

* Согласно пункту 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, при переходе на «упрощенку» налогоплательщик вправе в первый год списать 50 процентов от стоимости основного средства. При условии, что срок его полезного использования составляет от 3 до 15 лет включительно.

** Для простоты расчетов предположим, что компания на «упрощенке» вправе учесть те же расходы, что и на общем режиме.