3901
6 ноября 2009

Безопасное оформление расходов на семинары и краткосрочные курсы

Чем поможет эта статья: Чтобы учесть для целей налогообложения расходы на обучение сотрудников, важно правильно выбрать статью затрат и оформить нужные документы.
От чего убережет: Если вознаграждение частному преподавателю или консалтинговой компании провести как затраты на обучение персонала, инспекторы снимут расходы. То же самое может случиться, если оформить не все бумаги.

Если ваша компания на «упрощенке»

Рекомендации, приведенные в этой статье, актуальны как для компаний на общем режиме, так и для применяющих упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы».

Средства, потраченные на семинары и короткие курсы для сотрудников, при расчете налога на прибыль можно списать в составе затрат на обучение либо консультационные услуги. Все зависит от того, кто организовывал обучение работников и какие документы подтверждают расходы. Но в любом случае важно заручиться доказательствами экономической оправданности затрат. Для инспектора из документов должно быть очевидно, что обучение сотрудников непосредственно связано с деятельностью компании. А знания и опыт, полученные в ходе семинара, сотрудник использует в своей работе, направленной на получение прибыли. Так, Минфин России в письме от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/312 не разрешил учесть расходы на обучение МСФО бухгалтера, составляющего на практике лишь отчетность по РСБУ.

Порядок признания расходов на обучение напрямую зависит от того, имеет организатор обучения лицензию на образовательную деятельность или нет.

Организатор семинара — образовательная организация

Если организатор учебы имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то признать затраты на семинар можно в составе расходов на обучение. Основание — подпункт 23 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом если обучение проводит иностранная образовательная организация, необходимо, чтобы она по своему статусу признавалась образовательной организацией согласно законодательству своего государства. Заметим, что с 2009 года требование о наличии у заведения еще и государственной аккредитации как условие для признания расходов отменено.

Есть и еще один важный момент: уменьшить налогооблагаемые доходы на сумму «учебных» затрат можно только в том случае, если работники состоят в штате компании, то есть с ними оформлен трудовой договор. Списать на затраты стоимость обучения сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам, нельзя.

Признать расходы можно вне зависимости от того, получили работники какое-либо свидетельство об окончании обучения или нет — в Налоговом кодексе подобного условия нет.

Однако выдача свидетельства и наличие у организатора семинара лицензии связаны между собой. Дело в том, что сама по себе образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров, по окончании которых не выдается документ об образовании или квалификации, не подлежит лицензированию. Таким образом, у организации, проводящей однодневные семинары, может не быть лицензии. Это следует из подпункта «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277. В этом случае затраты на семинар в составе расходов на подготовку и переподготовку кадров учесть при налогообложении прибыли не получится.

Осторожно!

У частных преподавателей в силу закона не может быть лицензии. Поэтому выплаченное им вознаграждение нельзя признать в расходах на обучение. Но можно заключить с ними договор на консультационные услуги.

Практически та же ситуация складывается, когда семинар проводит преподаватель вуза или же частный практикующий специалист (предприниматель) на основании гражданско-правового договора. В этом случае критерии пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ также не выполняются. У частных лекторов не может быть лицензии, поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется (подп. «б» п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277). А значит, выплаченное им вознаграждение под образовательные расходы не подпадает.

И все же стоимость однодневных тренингов и тому подобных мероприятий можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли — если провести такое обучение как получение консультаций (об этом читайте в разделе «Обучение проводят аудиторы или консультанты» на стр. 38).

Образовательные затраты можно учесть и на «упрощенке»

Организации, которые платят «упрощенный» налог с доходов за вычетом расходов, стоимость учебного семинара могут включить в расходы на подготовку и переподготовку кадров. Основание — подпункт 33 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом действуют те же требования, что и для компаний, которые платят налог на прибыль.

«Зарплатные» налоги со стоимости обучения платить не нужно

С 2009 года любые расходы на обучение работников не подпадают под ЕСН (подп. 16 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). В базу по исчислению страховых взносов, которые в 2010 году заменят ЕСН, затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров включать также не придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Не нужно удерживать с данных сумм и НДФЛ — на это прямо указано в пункте 21 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Безусловно, все эти правила действуют, если образовательное учреждение имеет лицензию, а с обучаемым работником заключен трудовой договор. То есть требования пункта 3 статьи 264 кодекса выполнены.

Какими документами подтвердить расходы

Вот перечень бумаг, которые нужно оформить по расходам на обучение:

Важная деталь

С этого года все документы, подтверждающие расходы на обучение, нужно хранить не менее четырех лет.

Обратите внимание: с 2009 года все документы, подтверждающие образовательные расходы, обязательно нужно хранить не менее четырех лет. Это условие прописано во втором абзаце подпункта 2 пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Обучение проводят аудиторы или консультанты

Если организатором семинара либо тренинга является не образовательное учреждение, а аудиторская или консалтинговая компания, истраченные средства можно при расчете налога на прибыль списать как консультационные расходы. Основанием здесь будет подпункт 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Главное, чтобы в договоре было указано, что организатор семинара оказывает именно консультационные, а не образовательные услуги. Так же можно поступить, если с сотрудниками занимался частный преподаватель.

На «упрощенке» консультационные затраты учесть нельзя

В перечне затрат, которые может учесть компания на упрощенной системе, консультационные услуги, к сожалению, не предусмотрены.

Если ваша компания на«упрощенке»

Признать в расходах стоимость консультационного семинара на «упрощенке» можно в составе затрат на аудиторские или юридические услуги.

Правда, в некоторых случаях компании, применяющие упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы», могут списать стоимость консультационного семинара в составе расходов на бухгалтерские, аудиторские или юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Так, бухгалтерские, финансовые, управленческие и правовые консультации являются сопутствующими аудиту услугами. Это прямо сказано в пункте 6 Правил (стандарта) № 24, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Конечно, при условии, что семинар проводит компания, которая вправе представлять аудиторские услуги. Это в первую очередь аудиторские и консалтинговые компании.

«Зарплатные» налоги платить со стоимости обучения у аудиторов или консультантов не нужно

Если затраты на обучение учтены как консультационные, то ни НДФЛ, ни ЕСН платить не нужно. Ведь в этом случае, по сути, услуги оказываются не сотрудникам, а компании. И никакого дохода у работников не образуется. Соответственно, этот вывод применим и к страховым взносам, которые компания будет исчислять в 2010 году вместо ЕСН.

Какими документами подтвердить расходы

Вот необходимый минимум подтверждающих документов:

— договор с организацией на оказание консультационных услуг или договор подряда с лектором как с физлицом;

— план (содержание) семинара;

— приказ руководителя о направлении сотрудника (сотрудников) на консультационный семинар. Особенно этот документ важен, если с обучением будут связаны командировочные расходы;

— акт оказанных услуг по завершении семинара;

— платежные поручения, квитанции, чеки.

 Если вдруг инспекторы спросят про лицензию, стоит указать им на консультационный характер семинара. И привести соответствующий пункт в договоре. Требование копии документа, полученного работником по завершении семинара (аттестата, свидетельства или диплома), также здесь необоснованно.

Можно ли учесть затраты на кофе-брейки и обеды во время семинара

Достаточно часто организаторы семинаров по ходу лекций устраивают перерывы на кофе-брейки, обеды и т. п. Чтобы не пришлось исключать затраты на питание из расходов, стоит попросить организаторов семинара не прописывать в документах особо, что, к примеру, в цену входит обед. Если стоимость питания в документах будет выделена отдельно, то в составе расходов на обучение можно будет учесть только стоимость собственно семинара. Ведь затраты на питание не имеют отношения к образовательному процессу (п. 25 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Но если отдельно такая позиция, как обед или кофе-брейк, в договоре и акте не выделена, затраты на них можно спокойно учесть в составе общих расходов на семинар или консультацию.

Главное,о чем важнопомнить

1. Если у организатора семинара есть лицензия на образовательную деятельность, то расходы можно списать в составе затрат на обучение персонала.

2. Расходы на частных лекторов и консультантов можно учесть, только если с ними заключен договор на консультационные услуги. То же самое касается семинаров, организованных аудиторской компанией, не имеющей лицензии на образовательную деятельность.