124
24 марта 2011

Требуется быстрое решение: учредитель отдал компании свое имущество

Что понадобится сделать: Если доля участника в уставном капитале более 50 процентов, полученное имущество в доходах можно не учитывать.

Компания получила имущество от учредителя. Если он «физик», надо оформить договор дарения и акт приема-передачи. Если же учредитель — это другая организация, то все несколько сложнее. Дарение между коммерческими организациями на сумму более 3000 руб. запрещено. Поэтому лучше всего операцию провести как вклад в имущество. Такая возможность есть у ООО. И она должна быть предусмотрена в уставе. Тогда участники вносят вклады по решению общего собрания (ст. 27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

А если организация не является ООО? Или в уставе возможность внести вклад не прописана, а менять этот документ проблематично? Тогда придется оформить договор безвозмездной передачи имущества. Если в договоре не приведена цена, это еще не значит, что сделка является дарением. Так, учредитель передает имущество, чтобы потом получать прибыль. И это лучше прописать в договоре. Например, «имущество передается для использования в основной деятельности компании с целью увеличения ее прибыли».

Таким образом, подтверждающими документами будут протокол общего собрания или договор. А также акт приемки-передачи имущества.

Если доля учредителя в уставном капитале составляет более 50 процентов, полученное имущество налогом не облагается. Но его нельзя передавать третьим лицам в течение года (подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Полученные же деньги можно тратить, не дожидаясь, когда пройдет год.

Предположим, что у участника только половина уставного капитала или меньше. Тогда придется учесть доход на дату акта приема-передачи. Причем как при методе начисления, так и при кассовом.

Учесть имущество нужно по рыночной стоимости. Можно использовать стоимость, которая указана в решении собрания или в договоре. Однако она должна быть не ниже остаточной стоимости основных средств по данным налогового учета организации-участника, а для товаров, материалов — не меньше затрат на производство или покупку (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Можно, конечно, провести и независимую оценку имущества.

А вправе ли компания потом списать стоимость полученного имущества на расходы? По основным средствам амортизация начисляется как обычно. Но только при методе начисления. А вот мебель, компьютеры и другое имущество стоимостью менее 40 000 руб. нельзя списать на расходы (письмо Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/80). Затраты же, оплаченные за счет поступивших денег, учитываются.

И про НДС. При передаче имущества учредитель (организация или предприниматель) уплатит налог. Компания же включит его в стоимость имущества. Счет-фактуру в книге покупок регистрировать не нужно.