470
31 октября 2011

Чем опасно, когда компания работает не там, где зарегистрирована, и как при этом снизить риски

Чем поможет эта статья: Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.
От чего убережет: От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем несовпадение адресов грозит сегодня

Довольно типичная ситуация. Учредители зарегистрировали компанию по одному адресу, а деятельность на самом деле ведут совсем по другому. Вот и получается, что у организации два адреса: один на бумаге — юридический, второй — фактический.

Если ваша компания на «упрощенке»

Советы и рекомендации, приведенные в этой статье, пригодятся и тем, кто платит «упрощенный» налог.

Тут оговоримся, что в законодательстве нет таких понятий, как «юридический» или «фактический» адрес. Есть только «адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа». Тот, по которому зарегистрирована компания. И именно эти данные значатся в уставе, а потом попадают и в ЕГРЮЛ. Таковы правила пунктов 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.

Что же страшного, если компания работает по адресу, отличному от прописанного в учредительных документах? О возможных последствиях мы скажем прямо сейчас. А о том, как избежать всех неприятностей и что учесть в работе, — в следующем разделе.

Штраф за недостоверные сведения

На сегодняшний день в ситуации, когда реальный адрес компании не совпадает с юридическим, наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. Основание тут — пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, с такой санкцией в ФНС России согласились лишь в прошлом году — в письме от 5 мая 2010 г. № МН-20-6/622. До этого же налоговики долгое время предъявляли претензии к самой компании. Более того, не найдя компанию по его «законному» местонахождению, многие ревизоры сразу обращались в суд. Они были убеждены, что предприятие нарушило закон, заявив при регистрации фиктивный адрес. Поэтому его можно ликвидировать (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Важная деталь

На сегодняшний день налоговики больше не грозятся ликвидировать компанию, если та находится не там, где зарегистрирована по уставу.

К счастью, судьи подобные иски не удовлетворяли. Ведь непременное условие для ликвидации — это неустранимый характер нарушения. А расхождение в адресах можно легко исправить, если внести изменения в устав (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2010 г. по делу № А56-25535/2009).

Ваша компания ведет деятельность по тому же адресу, где и зарегистрирована?

Санкции за то, что не сообщили в ИФНС о создании подразделения

Порой инспекторы рассуждают и так. Если организация ведет деятельность по адресу, не указанному в учредительных документах, значит, там, по сути, работает ее обособленное подразделение. А известить о создании такового вы обязаны в течение месяца, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Уведомления не поступило? Получайте штрафы на организацию. Во-первых, по статье 126 Налогового кодекса РФ — 200 руб. И во-вторых, по статье 116 того же кодекса в размере как минимум 10 000 руб. Это за то, что компания ведет деятельность через обособленное подразделение, не поставленное на учет в налоговой инспекции.

Руководителя же или другого ответственного сотрудника организации накажут уже в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае основаниями для штрафов могут быть пункт 1 статьи 15.6 либо статья 15.3. Но поскольку наказать за одно и то же нарушение дважды ревизоры не вправе, они применят наиболее суровую меру из двух. То есть последнюю — в размере от 2000 до 3000 руб.

Хорошо если фактический адрес организации подведомствен той же инспекции, в которой числится сама организация. Тогда ставить на учет обособленное подразделение закон не требует. А потому и вышеперечисленных штрафов можно не бояться.

Отказ банка обслуживать организацию

А вот еще неприятная вещь. Банк вправе перестать обслуживать счет компании, если ее фактический и юридический адреса не совпадают. И тут даже судьи не помогут. Об этом свидетельствуют, к примеру, постановления Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10, ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. № Ф03-9534/2010.

Осторожно!

Банк имеет полное право отказать вашей компании в обслуживании счетов из-за расхождения в адресах.

В общем-то, все по закону. Банк может отказаться заключать с компанией договор, если та не находится по адресу, зарегистрированному по уставу. Так поступить прямо разрешает пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».

Несвоевременная доставка или утеря важной корреспонденции

По общим правилам налоговики направляют все письма по тому адресу, по которому зарегистрирована компания. Даже если это квартира одного из учредителей. Недавно об этом предупредили представители ФНС России в письме от 23 сентября 2011 г. № ПА-21-6/293. Объясняется все довольно просто. Ревизоры пользуются сведениями, занесенными в ЕГРЮЛ. А именно туда и попадает адрес учредителя, если таковой заявили в качестве юридического (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Представьте, если инспекторы направят по юридическому адресу письмо с требованием погасить задолженность по налогам. А вы его вовремя не увидите. В результате инспекторы могут заблокировать ваш счет, а впоследствии предъявить еще и штраф.

Кроме того, не забывайте, что важная корреспонденция может быть не только из налоговой, но и из внебюджетных фондов или от контрагентов.

Частые вопросы, которые возникают в отношении адреса компании

Мы не получили акта проверки, поскольку ревизоры направили его по юрадресу, где мы деятельность не ведем. Можем ли отменить в связи с этим итоговое решение?

Нет. Данный факт сам по себе не может являться основанием для отмены решения по итогам проверки. Инспекторы действовали в рамках установленных правил.

Мы зарегистрировали компанию по адресу, где числятся несколько организаций. Не будет ли к нам претензий со стороны налоговиков?

Действительно, есть такой риск. Арбитражная практика показывает, что ревизоры не признают адреса массовой регистрации. Но тут больше проблем может возникнуть у ваших контрагентов.

В какие сроки нам надо уведомить налоговую инспекцию о том, что мы поправили устав в связи со сменой адреса местонахождения нашей компании?

Вы можете сделать это в любое удобное для вас время. Закон не устанавливает строгих сроков для этого. Поэтому опасаться штрафов за опоздание нет причин.

Мы зарегистрировали ККТ по юрадресу. Но в действительности установили аппарат в другом месте, там, где арендуем офис. Оштрафуют ли нас за это?

Да, если в ходе проверки налоговики выявят подобные несовпадения. Плюс ко всему санкции грозят, если по адресу арендованного офиса вы никак в ИФНС не числитесь.

Что предпринять в идеале, чтобы совсем уйти от споров

Понятно, что хочется вообще избежать всяческих неблагоприятных последствий, связанных с расхождением юридического и фактического адресов. И тут есть два варианта действий.

Первый вариант — перерегистрируйте компанию на фактический адрес

Конечно, лучше всего сделать так, чтобы фактический и юридический адреса организации совпадали. Во всяком случае это самый надежный способ. И правильный с точки зрения гражданского законодательства. Он подойдет для того случая, когда по юридическому адресу вообще никакой деятельности нет.

Важная деталь

Самый идеальный способ уйти от споров — зафиксировать в ЕГРЮЛ реальный адрес местонахождения.

Итак, в свою налоговую инспекцию либо в ту, что занимается регистрацией юрлиц (если таковая есть в вашем городе), необходимо подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Для этого есть форма № Р13001, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Но лучше используйте бланк в том виде, в котором его рекомендовала ФНС России в письме от 25 июня 2009 г. № МН-22-6/511@. Просто утвержденная форма не отвечает требованиям сегодняшнего законодательства, поэтому налоговики ее слегка дополнили и разместили на сайте www.nalog.ru.

К заявлению приложите решение о внесении изменений в устав, сам устав в новой редакции либо отдельный документ «Изменения к уставу». А также платежное поручение об уплате госпошлины. Такой набор бумаг предусмотрен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

В общем-то, все не так уж и трудно. Единственное, что может осложнить ситуацию: новый адрес подведомствен другой налоговой инспекции. Тут вам придется набраться терпения, поскольку предстоит снимать компанию с учета в старой ИФНС и ставить на учет в новой. А на это может уйти месяц, и не один.

Второй вариант — закрепите по второму адресу обособленное подразделение

Допустим, ваше руководство не желает менять адрес, прописанный в уставе. Или просто по юридическому адресу, также как и по фактическому, все же есть какой-то бизнес. В таком случае вам достаточно встать на учет в инспекцию по реальному местонахождению, заявив об обособленном подразделении. И заметьте, вы не обязаны прописывать его в уставе компании, если это не филиал и не представительство.

Здесь ваши действия будут следующими. Во-первых, письменно сообщите о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого используйте специальную форму № С-09-3-1. Обратите внимание: это новый бланк, недавно утвержденный приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Тут от вас даже не требуется прикладывать какие-либо документы о создании подразделения.

Еще по этой теме

Образец нового сообщения о создании обособленного подразделения вы найдете в статье «О каких изменениях в жизни вашей компании важно известить налоговиков» (опубликована в журнале «Главбух» № 17, 2011).

И во-вторых. Если по юридическому адресу деятельности никакой нет, советуем направить в инспекцию, где значится ваша компания, письмо. В нем попросить всю корреспонденцию, предназначенную для организации, отсылать по адресу подразделения (см. образец ниже).

Как безопасно действовать, если официально менять ничего не хочется

Как быть, если нет возможности ни перерегистрировать адреса компании, ни поставить на учет обособленное подразделение? Что же, в таком случае вам надо постараться хотя бы не акцентировать внимание ревизоров на различии в адресах.

Следите за адресами в «первичке» для контрагентов

Само собой, своим партнерам вы легко можете сообщить реальное местонахождение по телефону. Но вот в документах, которые вы для них оформляете, безопаснее писать тот адрес, который значится в вашем уставе.

В том, что в счете-фактуре необходимо указывать строго юридический адрес, давно убеждены чиновники. Если их требования проигнорировать, у вашего контрагента могут возникнуть проблемы с вычетом НДС (подробнее об этом читайте комментарий ниже).

Частая ошибка

В счетах-фактурах обязательно указывайте юридический адрес и проверяйте, чтобы такой же был в тех, что получаете от поставщиков. Тогда проблем с вычетом НДС не будет.

Если продавец указал в счете-фактуре фактический адрес, вы рискуете получить отказ в вычете НДС

Предостерегает Римма Сафина, директор ООО АФ «Феникс-аудит»

— Фактический адрес покупателя или продавца в счете-фактуре часто становится причиной споров с налоговиками. Чиновники давно убеждены, что счет-фактура, в котором значится адрес, отличный от «уставного», составлен неверно (см. письмо Минфина России от 16 октября 2009 г. № 03-07-14/98). Поскольку в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, четко написано, что в счете-фактуре необходимо указывать адреса в соответствии с учредительными документами. Вот поэтому инспекторы на местах отказывают в вычетах НДС, заявленных по документу не с тем адресом. Однако судьи не поддерживают ревизоров. Ведь статья 169 Налогового кодекса РФ, где прописаны требования к счетам-фактурам, не конкретизирует, какой из адресов должен быть указан (см. постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2009 г. №А55-10025/2008).

А вот в первичных документах (накладные, акты, квитанции) закон вообще не обязывает писать адрес организации. Такие сведения вы не найдете в числе обязательных реквизитов, если заглянете в статью 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Само собой, когда речь идет об унифицированной форме, заполнять необходимо все ее реквизиты. А там уже адрес не исключен. Взять хотя бы товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Правила не уточняют, какой именно адрес обозначать в ней: юридический или фактический. Но чтобы он не отличался от того, который вы указываете в счетах-фактурах, безопаснее везде использовать адрес по уставу.

Организуйте доставку почты

Как мы говорили, различие в адресах может обернуться тем, что вы рискуете пропустить важное письмо от контролеров. А вместе с этим и строго установленные сроки, нарушение которых грозит штрафами. Чтобы обеспечить бесперебойную связь с инспекцией, договоритесь с почтой, что будете забирать корреспонденцию сами. То есть попросите, чтобы почтальон не разносил письма по юридическому адресу.

По «уставному» адресу находится какая-то другая организация? Договоритесь с ее сотрудниками, что они будут сообщать вам о полученных для вас письмах. Или можете оформить на такую компанию доверенность, по которой ее представители смогут забирать вашу корреспонденцию.

Главное, о чем важно помнить

1. Сегодня за то, что у компании не совпадают юридический и фактический адреса, налоговики могут наказать ее лишь штрафами. Ликвидировать организацию они не вправе.

2. Чтобы избежать неприятностей, лучше перерегистрировать компанию на реальный адрес или поставить там на учет обособленное подразделение.

3. При расхождении адресов важно построить работу так, чтобы письма от контролеров доходили до вас бесперебойно.