3531
1 марта 2013

Что ждет налогоплательщиков Московской области в 2013 году

Зимой в Управлении ФНС России по Московской области сменился руководитель. Мы выяснили, какими вопросами глава подмосковных налоговиков займется в первую очередь, каким моментам уделит особое внимание. А также узнали про изменения, которых стоит ожидать бухгалтерам области.

— Екатерина Викторовна, поздравляем Вас с новым назначением! Раньше Вы возглавляли Управление ФНС по Липецкой области, а теперь — подмосковное. Разницу между регионами уже почувствовали?

— Несомненно, Подмосковье — очень интересный, нерядовой регион. И дело тут не только в околостоличном расположении. Московская область сегодня обладает широко дифференцированной промышленностью, мощнейшим научным и инвестиционным потенциалом.

Сегодня на учете в налоговых инспекциях Московской области состоят более 6 млн граждан, зарегистрировано более 230 тыс. юридических лиц и 198 тыс. индивидуальных предпринимателей. Наш регион неизменно занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. Уже одно это отличает Московскую область как от Липецкой, так и от многих других областей.

— Какими вопросами Вы собираетесь заняться в первую очередь?

— Я хотела бы напомнить, что в 2012 году значительная часть территории Подмосковья с целым рядом крупных налогоплательщиков была передана Москве. И тем не менее налоговые поступления в бюджет Московской области превысили уровень 2011 года почти на 14 процентов.

Конечно, все это — масштабы, огромные инвестиции в экономику и множество налогоплательщиков — делает Московскую область весьма сложным регионом с точки зрения налогового администрирования.

Именно поэтому в 2013 году мы намерены и дальше повышать эффективность аналитической, контрольной, правовой работы. А также работы по урегулированию задолженности.

— А есть ли налоги, которым будет уделяться наиболее пристальное внимание в 2013 году?

— Мы уделяем равное внимание всем налогам, как бюджетообразующим «гигантам» — НДС, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, так и налогам с существенно меньшими объемами поступлений — специальным налоговым режимам. Сегодня для налоговых органов Подмосковья особый интерес представляют налоги, формирующие региональный бюджет. Прежде всего это НДФЛ, доля которого превышает 40 процентов всех поступлений, налог на прибыль организаций, который обеспечивает около трети доходов регионального бюджета. И, конечно, имущественные налоги, которые дают свыше 20 процентов поступлений.

— Как инспекторы будут контролировать, насколько правильно налогоплательщики исчисляют эти налоги? Судя по статистике, количество выездных проверок заметно сократилось.

— Хочу заметить, что снижение количества выездных налоговых проверок — это результат продуманной налоговой политики. Мы изменили тактику: перешли от проверок каждого налогоплательщика на так называемые зоны риска. Ведь, согласитесь, крайне нерационально проверять добросовестных налогоплательщиков, затрудняя им ведение бизнеса и отвлекая инспекторов на проверки, которые фактически не выявят никаких налоговых нарушений.

Именно поэтому сегодня ФНС России продолжает совершенствовать аналитические инструменты, выявляющие сокрытие налоговой базы и побуждающие налогоплательщиков самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства.

Ведь наша задача — не наказать налогоплательщика, а создать такие условия, которые свели бы на нет многие налоговые нарушения.

— А кто больше всех рискует попасть в упомянутую вами «зону риска»?

— Сегодня каждый может оценить свои шансы попасть в план выездных проверок благодаря общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

В числе этих критериев — длительное ведение деятельности с убытком, постоянно заявляемые значительные суммы вычетов по НДС, чрезмерно высокие темпы роста расходов, опережающие рост доходов. А также налоговая нагрузка, не достигающая среднеотраслевого уровня. Всего критериев 12.

Все достаточно логично. Нам, налоговикам, непонятна цель создания организации, которая из года в год декларирует убытки. Поэтому мы анализируем, за счет чего организация продолжает свою деятельность, из каких источников она покрывает свои убытки.

При планировании проверок мы используем материалы прессы и электронных СМИ. Это происходит, когда компания публикует данные о своей прибыльности, а по налоговому учету мы видим обратную ситуацию. Особое внимание налоговые органы уделяют движению денежных средств по счетам фирм-однодневок и их контрагентов.

— Какие именно мероприятия проводят налоговики с подобными компаниями?

— В УФНС России по Московской и в каждой инспекции области уже давно созданы и успешно действуют комиссии по легализации объектов налогообложения. Их ключевая задача — анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, изучение товарных и денежных потоков, информации, поступающей из различных ведомств. И как следствие, определение налоговых рисков и круга налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

При этом особое внимание инспекторы уделяют тем налогоплательщикам, показатели деятельности которых соответствуют одновременно нескольким критериям рисков.

Контакты всех территориальных подразделений УФНС по Московской области вы найдете в нашем справочнике.

— ФНС России уделяет большое внимание госуслугам в электронном виде. Какие интернет-сервисы стоит ждать в ближайшее время?

— Для граждан, которые планируют стать индивидуальными предпринимателями, уже сейчас действует сервис «Создай свой бизнес». Он представляет пошаговую инструкцию по организации собственного дела от выбора режима налогообложения до отправки документов на государственную регистрацию.

Для тех, кто уже организовал собственное предприятие, ведется разработка сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц». Этот сервис будет содержать все сведения о расчетах компании с бюджетом, ее задолженностях и переплатах. Также там будут информация из ЕГРЮЛ, ЕГРН и другие сведения, необходимые бухгалтеру для уплаты налогов.

Для налогоплательщиков, планирующих визит в налоговую инспекцию, запущен сервис «Онлайн-запись на прием в инспекцию», воспользовавшись которым можно выбрать наиболее удобное время и дату посещения.

С помощью сервиса можно записаться на регистрацию юридических лиц и предпринимателей, на представление налоговой и бухгалтерской отчетности. А также для проведения сверки расчетов с бюджетом и на консультацию со специалистом.

— C помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» можно будет получить практически всю информацию об организации. Не окажется ли это на руку недобросовестным лицам, например рейдерам?

— Конечно, размещение таких данных в Интернете требует чрезвычайных мер безопасности. В новом сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» используется такая технология, как сертифицированная электронно-цифровая подпись, которая уже зарекомендовала себя с самой лучшей стороны в сфере электронного документооборота и защиты данных. Таким образом, получить доступ к информации сможет только владелец электронно-цифровой подписи.