7832
19 августа 2014

Амортизация в налоговом учете: особенности начисления

Амортизация недвижимости, подлежащей госрегистрации

Ваша организация приобретает недвижимый объект, который предстоит учесть в составе основных средств. В какой момент вы включите это имущество в одну из амортизационных групп: сразу после ввода в эксплуатацию или же после подачи документов на госрегистрацию?

До 2013 года безопаснее было дождаться, когда бумаги по недвижимости отнесут на регистрацию. И только получив на руки расписку о приеме документов, начислялась амортизация в налоговом учете. Так считали чиновники, ссылаясь на пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/96, от 17 августа 2012 г. № 03-03-06/1/421).

Теперь эта норма не действует. Вы можете начислять амортизацию в налоговом учете по недвижимости так же, как и по любым другим основным средствам, — с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект ввели в эксплуатацию. Даже если документы на госрегистрацию к этому времени еще не отнесли в Росреестр. Об этом говорится в пункте 4 статьи 259 кодекса.

Пример
ООО «Кросс-плюс» 17 января приобрело здание для производственных нужд за 5 900 000 руб. (в том числе НДС — 900 000 руб.). С 1 марта объект начали использовать. А документы на госрегистрацию компания подала только 22 мая. Госпошлина составила 15 000 руб. Права на здание зарегистрированы на организацию 11 июня. Согласно учетной политике компании амортизация по недвижимым объектам начисляется линейным способом. Амортизационная премия не применяется.

Срок полезного использования приобретенного здания бухгалтер установил равным 40 годам, или 480 месяцам. Ежемесячная сумма амортизации составила:
5 000 000 руб. × (1 : 480 мес.) = 10 416,67 руб.

Бухгалтер начнет амортизировать здание со следующего месяца после ввода в эксплуатацию — с апреля. В учете сделаны проводки.

На 17 января:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 5 000 000 руб. — приобретено здание;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 900 000 руб. — отражен входной НДС по приобретенному зданию.

На 1 марта:

ДЕБЕТ 01 субсчет «ОС, право собственности на которые не зарегистрировано» КРЕДИТ 08
— 5 000 000 руб. — здание введено в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 900 000 руб. — предъявлена к вычету сумма входного НДС по зданию.

На 30 апреля:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
— 10 416,67 руб. — начислена амортизация по зданию за апрель.

На 22 мая:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
— 15 000 руб. — учтена госпошлина за регистрацию права собственности на здание.

На 11 июня:

ДЕБЕТ 01 субсчет «ОС, право собственности на которые зарегистрировано» КРЕДИТ 01 субсчет «ОС, право собственности на которые не зарегистрировано»
— 5 000 000 руб. — здание учтено в составе объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы.

В налоговом учете бухгалтер также ежемесячно (начиная с апреля) будет начислять амортизацию по зданию в сумме 10 416,67 руб. Амортизация в налоговом учете заканчивает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором вы полностью списали стоимость основного средства. Или когда объект выбыл из состава амортизируемого имущества. Ведь пункт 5 статьи 259.1 Налогового кодекса РФ неизменно действует и в отношении недвижимости.

Расчет амортизации автомобиля

Ваша компания приобрела автомобиль. Его также амортизируйте по общим правилам. То есть начиная с 1-го числа месяца, следующего за вводом в эксплуатацию. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ. Ждать государственной регистрации в ГИБДД или в Гостехнадзоре (если речь идет о грузовом автотранспорте) не надо. Ведь она необходима лишь для допуска транспортных средств к дорожному движению.

Пример
ООО «Омега» купило 28 марта автомобиль стоимостью 826 000 руб. (в том числе НДС — 126 000 руб.). 29 марта бухгалтер составил акт о вводе в эксплуатацию. 5 апреля, компания зарегистрировала машину в ГИБДД. Госпошлины за номерные знаки и свидетельство о регистрации авто составили 1500 руб. и 300 руб. соответственно.

Бухгалтер определил срок полезного использования для автомобиля — 6 лет, или 72 мес. (четвертая амортизационная группа — от 5 до 7 лет включительно). Согласно учетной политике для целей налогообложения амортизация по транспортным средствам начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется.

Ежемесячная сумма амортизации равна:
(826 000 руб. – 126 000 руб.) : 72 мес. = 9722,22 руб.

Бухгалтер начнет амортизировать авто с 1 апреля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. То есть со следующего после ввода в эксплуатацию месяца. В учете ООО «Омега» сделаны проводки.

На 28 марта:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 700 000 руб. — оприходован купленный автомобиль;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 126 000 руб. — отражен входной НДС по приобретенному авто.

На 29 марта:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— 700 000 руб. — автомобиль введен в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 126 000 руб. — предъявлена к вычету сумма входного НДС по автомобилю.

На 5 апреля:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
— 1800 руб. (1500 + 300) — учтена госпошлина за номерные знаки, а также за свидетельство о регистрации автомобиля.

На 30 апреля:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
— 9722,22 руб. — начислена амортизация по автомобилю за апрель.

Прекратить амортизацию транспорта в большинстве случаев безопаснее со следующего месяца после того, как вы снимете авто с учета в ГИБДД или Гостехнадзоре. И даже если эти объекты остаются потом на балансе компании. В этом убеждены представители Минфина России, и тому подтверждение — их письмо от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Амортизация в налоговом учете продолжает начисляться лишь в двух случаях. Первый: ваша компания сменила юридический адрес и переехала в другой регион. Поэтому и пришлось временно снять авто с учета. И второй: вы передали авто в филиал компании, находящийся в другом регионе.

Продажа ОС, по которому начислена амортизационная премия

У организации на балансе есть основное средство, по которому была применена амортизационная премия. То есть часть затрат на его покупку была учтена единовременно. Руководство компании решило продать этот объект. Восстанавливать ли вам сумму амортизационной премии?

Вам пришлось бы это сделать, если б сделка случилась в 2012 году, а с момента ввода в эксплуатацию основного средства прошло не более пяти лет. Ведь этого требовал пункт 9 статьи 258 кодекса в действующей тогда редакции. То есть часть средств, потраченных на приобретение основного средства, не удалось бы учесть при расчете налога на прибыль. Теперь в большинстве случаев восстанавливать амортизационную премию не потребуется. Это нужно сделать, только если покупателем выступают взаимозависимые организация или гражданин. К примеру, учредитель компании с долей участия более 25 процентов. При этом ограничение в пять лет сохранилось.

Заключив сделку с «родственной» компанией, расходы, которые вы раньше списали в виде амортизационной премии, придется включить в состав внереализационных доходов. Причем в текущем периоде. То есть сдавать уточненку за тот период, в котором вы учли премию в расходах, не надо. Доход от реализации основного средства вы будете уменьшать на его остаточную стоимость. Остаточную стоимость можно увеличить на сумму амортизационной премии, которую вы включили в состав доходов. Это установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

Пример
ООО «Прогресс» приобрело оборудование стоимостью 700 000 руб. (без учета НДС). Оборудование ввели в эксплуатацию в марте. В апреле бухгалтер учел в расходах амортизационную премию в сумме 210 000 руб. (700 000 руб. × 30%). В бухучете амортизационную премию бухгалтер не применял, так как это не предусмотрено законодательством.

В октябре ООО реализовало данное оборудование взаимозависимой организации за 885 000 руб., в том числе НДС — 135 000 руб. Предположим, что начисленная амортизация за период с апреля по октябрь в налоговом учете составляет 100 000 руб., в бухучете — 140 000 руб. ООО является малым предприятием и ПБУ 18/02 не применяет.

Реализацию основного средства бухгалтер отразил проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
— 700 000 руб. — списана первоначальная стоимость основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— 140 000 руб. — списана сумма амортизации;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— 560 000 руб. (700 000 – 140 000) — списана остаточная стоимость оборудования;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
— 885 000 руб. — отражен доход от реализации оборудования;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
— 135 000 руб. (750 000 руб. × 18%) — начислен НДС;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
— 885 000 руб. — поступила оплата от покупателя основного средства.

Показатели в налоговом учете будут следующими:

- доход от реализации - 750 000 руб.;
- восстановленная амортизационная премия - 210 000 руб.;
- расход в виде остаточной стоимости имущества - 600 000 руб. (390 000 + 210 000);
- прибыль от реализации основного средства - 150 000 руб. (750 000 – 600 000).

Сумма налога, которую компания уплатит в результате продажи основного средства, составит:
210 000 × 20% + 150 000 × 20% = 72 000 руб.