3016
30 декабря 2014

Как составить апелляционную жалобу на решение инспекторов

Еще в 2013 году правила досудебного обжалования изменились. Поправки в первую часть Налогового кодекса РФ были закреплены в Федеральном законе от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ.  Сразу отметим, что на подготовку такого документа у вас теперь есть целый месяц. Дело в том, что решение налоговиков по результатам проверки вступает в силу теперь именно через месяц после того, как компания получила этот документ. Такой срок прописан в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ. До этих изменений решения ИФНС начинали действовать уже через 10 рабочих дней.

При этом днем получения решения надо считать дату, когда решение вручили вам лично в руки, либо шестой день после того, как налоговые инспекторы отправили вам документ по почте.

Составьте жалобу на решение ИФНС

Очевидно, что для начала важно грамотно составить апелляционную жалобу. Раньше Налоговый кодекс РФ не уточнял, как это сделать и что именно должно быть в тексте данного документа. Теперь же этому посвящена новая статья 139.2. В ней четко сказано, как компании оформить апелляционную жалобу в УФНС и какие реквизиты являются обязательными. Например, это наименование компании или номер инспекции, с решением которой вы не согласны.

Вот обязательные реквизиты апелляционной жалобы

1.Название и адрес вашей компании. Указывайте тот адрес, который значится в ЕГРЮЛ. Ведь по умолчанию юридический и фактический адреса должны совпадать.

2.Реквизиты обжалуемого акта. То есть название, дату и номер решения по результатам проверки.

3.Наименование налоговой инспекции, с решением которой вы не согласны.

4.Основания, по которым вы считаете, что права вашей компании нарушены. Здесь приведите ссылки на законодательство, которые подтвердят, что вы действовали строго по всем правилам.

5.Требования компании. Укажите здесь, что просите отменить решение ИФНС.

В образце этого документа, который мы разместили ниже, знаком «!» отмечены все обязательные реквизиты.

Помимо этого советуем привести в апелляционной жалобе телефоны вашей компании, адрес электронной почты. Кроме того, к апелляционной жалобе стоит приложить документы, подтверждающие вашу правоту. Это могут быть копии первичных документов, счетов-фактур, регистров, бухгалтерские справки и другие бумаги. Все их перечислите в жалобе.

Не забудьте и про доверенность, если документ налоговикам передает не генеральный директор, а другой уполномоченный сотрудник, в том числе и вы сами.

Подача документов в ИФНС

Апелляционная жалоба должна быть подана в УФНС в течение месяца. Вернее, это самый оптимальный вариант. Тогда решение налоговиков не успеет вступить в силу. А у ревизоров не появится оснований списать с вашей компании недоимку, пени или штрафы. В этом случае жалоба считается апелляционной.

А что если по каким-то причинам вы не успеваете по срокам, то есть месяц уже истек, но жалобу вы так и не подали? В таком случае решение ИФНС начнет действовать.

И налоговики смогут предъявить вам требование уплатить в бюджет недоимки, пени и штрафы. Не дождавшись от вас платежей, инспекторы вправе начать списывать денежные средства с банковского счета вашей компании.

Но в любом случае у вас есть еще год, чтобы подать апелляционную жалобу в региональное управление ФНС. А вернее, примерно 11 месяцев, поскольку год отсчитывают с того дня, как налоговики вынесли решение по результатам проверки. Ведь ответ от УФНС вам понадобится, чтобы затем при необходимости вы смогли обратиться в суд.

И еще одна важная деталь. И апелляционную, и обычную жалобы теперь надо подавать не напрямую в УФНС, а в ту инспекцию, решение которой вы хотите оспорить. Раньше, если жалоба не являлась апелляционной, необходимо было обращаться непосредственно в региональное управление. То есть минуя свою налоговую инспекцию.

Теперь же любую жалобу в УФНС обязаны передавать непосредственно сотрудники вашей налоговой инспекции. На это им отводится всего три дня (п. 1 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Решение по жалобе или окончание сроков

Рассмотреть апелляционную жалобу специалисты УФНС обязаны в течение одного месяца после того, как ее получат от вашей инспекции. Если же вышестоящему ведомству понадобилось получить от ИФНС дополнительные пояснения, то срок могут продлить. Причем максимум еще на один месяц.

Хорошо, если сотрудники регионального управления полностью отменят решение вашей инспекции. Но они могут оставить его без изменений или же отменить лишь частично. Готовы отстаивать свою правоту до конца? Тогда можете обращаться в суд. Ведь процедуру обязательного досудебного обжалования вы выполнили.

Также смело можно идти в суд в ситуации, когда все сроки истекли, а решение УФНС по жалобе вы так и не получили. Об этом теперь прямо сказано в пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ. Напомним, что раньше кодекс не уточнял, что делать, если УФНС не приняло решение в срок. Поэтому на практике возникали сложности. Впрочем, в основном суды соглашались рассмотреть спор, если прошли все установленные законодательством сроки по жалобе, а налоговики ее так и не рассмотрели.