8944
28 января 2015

Как упрощенщикам списывать расходы на частного нотариуса

Поговорим про расходы на нотариуса при УСН. Как правило, нотариус не только совершает определенные нотариальные действия, но и оказывает сопутствующие услуги. Например, соcтавляет проект договора, который потом нотариально удостоверяется. Нотариальные действия всегда оплачиваются по тарифу, который установлен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате). А за дополнительные услуги конкретные расценки не предусмотрены. Каждый нотариус их определяет сам. Так вот, на расходы при УСН напрямую можно списывать только суммы, оплаченные по нотариальным тарифам. Это будут расходы на нотариальное оформление документов (подп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Все, что нотариус взял сверху, можете попробовать списать по другим основаниям. Например, если вы заверяете договор и нотариус помог составить вам его проект, стоимость подготовки договора можете учесть как расходы на юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А если подходящих оснований для списания в закрытом перечне расходов вы не нашли, то, увы, данные суммы при расчете «упрощенного» налога учесть не получится.

Чтобы не ошибиться с размером трат и обосновать учтенные суммы, просите у нотариуса расшифровку платы. Из этого документа должно быть видно, какие конкретно услуги оказал вам нотариус и какие из них оплачены по утвержденным нотариальным тарифам, а какие — по расценкам, установленным самим нотариусом.

Чтобы наверняка убедиться в соответствии уплаченных сумм нотариальному тарифу, откройте статью 22.1 Основ о нотариате, при условии, что нотариус совершил нотариальные действия, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма. Если же нотариальные действия по закону обязательны, тариф будет равен размеру госпошлины, предусмотренной за совершение таких действий статьей 333.24 НК РФ. Поэтому в этом случае смотрите указанную статью Налогового кодекса РФ (абз. 2 и 3 ст. 22 Основ о нотариате).

Пример.
Учет платы за нотариальные действия

Бухгалтер ООО «Вариант-С» (УСН с объектом доходы минус расходы), 29 июля 2014 года заверил у частного нотариуса копии документов (20 страниц), необходимых для открытия расчетного счета в банке. Общая стоимость заверения копий согласно нотариальному тарифу — 200 руб. Так же нотариусу было заплачено 100 руб. за ксерокопирование документов.

29 июля бухгалтер сделал следующую запись:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76
— 300 руб. — отражены расходы на оплату услуг частного нотариуса.

В Книгу учета доходов и расходов для целей налогового учета бухгалтер записал лишь сумму в размере 200 руб., уплаченную по нотариальному тарифу за заверение копий документов. Расходы на ксерокопирование бумаг бухгалтер к налоговому учету не принял, поскольку такие затраты не приведены в разрешенном перечне трат пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Еще по этой теме: Главные претензии к расходам на консультационные услуги