421
24 февраля 2015

Учет и проводки на случай, если компания выплатила премии покупателю

Чтобы стимулировать продажи, розничные магазины часто начисляют премии (бонусные баллы) за определенный объем покупок. Позже сумму поощрения розничные покупатели используют для оплаты товаров. Сразу скажем, что безопаснее всего такое поощрение считать обычной торговой скидкой, уменьшающей стоимость будущих отгрузок.

В бухгалтерском учете будущую продажу с учетом скидки вы отразите следующими записями:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
— отражена в учете выручка от продажи товаров с учетом баллов за предыдущие покупки;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— отражен НДС, исчисленный со стоимости, уменьшенной на скидку.

Возможны сомнения в том, что баллы, начисляемые за определенный объем покупок, вообще уменьшают налоговую базу по НДС (по прошлым или будущим реализациям). Поводом может послужить новый пункт 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Там сказано: премии за выполнение покупателями определенных условий договоров никак не влияют на расчет НДС (речь тут идет о ситуации, когда премия не уменьшает стоимость уже отгруженных товаров). Предоставляя премию, продавец должен просто отразить расход. И все.

Однако это правило в данной ситуации применять нельзя. Дело в том, что новый пункт 2.1 статьи 154 не распространяется на розничные договоры. На это недавно обратили внимание чиновники из Минфина России в письме от 11 июля 2013 г. № 03-07-11/26921. А значит, подход налоговиков к баллам и премиям в рамках розничных договоров не изменился.

Премию надо учесть в будущем при расчете налоговой базы по НДС. То же самое касается налога на прибыль. Когда покупатель придет в следующий раз и будет расплачиваться за товар бонусами, продавец отразит в налоговом учете доход за вычетом предоставленной ранее премии (скидки). Этот вывод следует из письма Минфина России от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/722.

А чтобы проверяющие не потребовали пересчета налогов в прошлых периодах (когда покупатели заработали баллы), пропишите во внутренних документах компании, например в программе лояльности покупателей, следующее: «Накопленные баллы (премии, скидки) позволяют приобрести товары по сниженным ценам в будущем. Стоимость отгруженных товаров при следующих покупках уменьшается на сумму накопленной скидки».

Еще по этой теме: Премия покупателю: нюансы расчета НДС