4974
24 марта 2015

Кассовый порядок для упрощенщиков

С 1 июня 2014 года на территории России действует новый порядок ведения кассовых операций (далее — новый порядок). Утвержден он Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Новый порядок установил поистине революционные новшества для предпринимателей. Теперь они могут не вести кассовую книгу, не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не устанавливать лимит кассового остатка. При этом система налогообложения, которую они применяют (УСН, ЕНВД, патент), значения не имеет.

Компании малого бизнеса получили меньше льгот, но все равно существенные — им разрешено не устанавливать и не соблюдать лимит по кассе. Появились послабления в оформлении кассовых документов для организаций, имеющих обособленные подразделения. О наиболее важных поговорим подробно.

Изменения для предпринимателей

Можно не устанавливать лимит остатка наличных в кассе

Индивидуальным предпринимателям теперь нет необходимости считать лимит остатка наличных денег. Согласно новому порядку кассовый лимит бизнесмены могут не устанавливать (абз. 10 п. 2 нового порядка). Что это значит? Раз нет лимита, то на конец рабочего дня вы вправе оставлять в кассе любое количество денежных средств без каких-либо ограничений и на какой угодно срок.

Ну, конечно, в интересах сохранности имущества, считаем, лучше всего организовать периодическую сдачу денег в банк. Или вы можете чаще брать деньги из кассы на свои личные нужды. Тем более что сейчас это прямо разрешено законом (Указание Центробанка от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).

Разрешено не оформлять кассовые документы и книгу

Как мы уже сказали, предприниматели могут не устанавливать кассовый лимит. Кроме того, для них предусмотрено еще два послабления. Первое: разрешено не оформлять кассовые документы. То есть не выписывать расходный кассовый ордер при выдаче денег из кассы и приходный кассовый при приеме «налички». Второе: можно не вести кассовую книгу. Применять любое из послаблений можно, если коммерсант в соответствии с налоговым законодательством осуществляет учет доходов, расходов, физических показателей или иных объектов налогообложения. Об этом сказано в абзаце 2 подпункта 4.1 и абзаце 9 подпункта 4.6 пункта 4 нового порядка.

То есть получается, что данное послабление распространяется на всех индивидуальных предпринимателей независимо от того, какой налоговый режим они применяют. В частности, это касается тех бизнесменов, которые работают на общем режиме, УСН или патенте. Поскольку они ведут Книгу учета доходов и расходов (п. 2 ст. 54, ст. 346.24 и п. 1 ст. 346.53 НК РФ). А также на предпринимателей на ЕНВД, поскольку они ведут учет физических показателей, необходимых для расчета этого налога (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).

Бухучет, напомним, предприниматели не ведут. И бухгалтерский баланс не составляют. Поэтому для бизнесмена не так уж важно фиксировать движение денежных средств и выводить остатки, тем более что все деньги — это его собственность и отчитываться за них ни перед кем не нужно.

Однако отказываться от полного ведения кассовых операций, на наш взгляд, целесообразно, только если предприниматель работает в одиночку, у него нет наемных работников, он не выдает средства под отчет и не платит зарплату. Тогда — да, все документы по кассе, выписанные им на самого себя, это лишние бумажки.

Если же предприниматель имеет наемных работников, то он уже должен вести учет — что кому платится и по каким основаниям. Также ему необходимо контролировать работу кассира — если такой имеется. Соответственно здесь уже без учета прихода и расхода всех наличных денег не обойтись — хотя бы для того, чтобы исключить факты воровства. А значит, и кассовая книга будет необходима, поскольку она позволяет выводить остаток денег на конец дня и сравнивать его с фактическим наличием. Поэтому в ситуации работы с наемными сотрудниками, считаем, целесообразно вести учет кассовых операций по-прежнему, отказавшись только от установки лимита. Для этого лучше оформить отдельный приказ (см. его образец ниже).

Есть еще третий вариант организации учета — кассовую книгу не вести, а вот «приходники» и «расходники» выписывать. Это может быть актуально, если покупатель хочет получить от вас документ, подтверждающий оплату, а ККТ вы не применяете (например, находясь на ЕНВД). Тогда никто не запрещает вам выписать приходный кассовый ордер, а корешок от него отдать покупателю.

Важный момент: все изменения, которые вы вносите в порядок работы с кассовой наличностью и оформления документов, зафиксируйте соответствующим приказом.

В остальном бизнесмены должны применять новый порядок ведения кассовыx операций в полном объеме. Например, если вы хотите выдать деньги под отчет сотруднику, сделать это нужно в том же порядке, что установлен для организаций, — на основании письменного заявления работника (подп. 6.3 п. 6 нового порядка).

Новое для организаций

Малые предприятия могут работать без кассового лимита

Если ваша компания — малое предприятие, то, как и коммерсанты, вы теперь можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 нового порядка). То есть можете накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотите.

Напомним, критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого предпринимательства, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, согласно закону к субъектам малого предпринимательства относятся компании, в которых доля участия физлиц составляет не менее 75%, численность работников — не более 100 человек, а выручка от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 400 млн. руб. Под указанные критерии не подпадают, например, те «упрощенцы», в уставном капитале которых долей более 25% владеют Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Или фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Соответственно тем фирмам, что не относятся к малым, нужно продолжать применять лимит по кассе. Все же остальные могут издать приказ об отмене лимита, аналогичный по содержанию тому, что мы привели для предпринимателей (см. выше).

Актуально для всех плательщиков

Формулу расчета кассового лимита можно выбирать 

Выше мы сказали, что кассовый лимит с 1 июня могут не рассчитывать две категории плательщиков — индивидуальные предприниматели и малые компании. Остальным же организациям применять лимит по-прежнему нужно. С 1 июня несколько изменились правила, по которым он считается.

Напомним, старый порядок предусматривал две формулы расчета кассового лимита. В новом порядке формулы остались те же, но поменялся принцип их выбора.

Напомним, согласно первой формуле расчет ведется исходя из объема наличных поступлений. А согласно второй — исходя из объема выдачи денег из кассы. Так вот раньше вторую формулу можно было применять, только если не было наличной выручки. То есть деньги все поступали на расчетный счет, а из кассы только выдавались.

Если же кассовая выручка была, то нужно было применять исключительно первую формулу (п. 2 приложения к старому порядку). Теперь же соответствующий пункт сформулирован так, что компания вправе сама выбирать, какую именно схему ей использовать (абз. 2 п. 2 нового порядка). То есть даже если наличная выручка у вас есть, вы вправе посчитать лимит остатка денег в кассе исходя из объема выплат, а не поступлений. Если, конечно, выплаты у вас также имеются. Это может быть для вас выгоднее.

Независимо от того, будете вы менять формулу расчета своего лимита или нет, рекомендуем издать новый приказ об установлении кассового лимита. Его образец приведен ниже. Ведь формально прежние лимиты вы определяли по старым правилам, а они утратили силу. Значит, нет больше оснований руководствоваться и своими внутренними приказами, которые были приняты на основании старого порядка.

Некоторые документы по учету кассовых операций можно исправлять

Старые правила запрещали вносить исправления в приходные и расходные кассовые ордера (п. 1.8 и абз. 6 п. 2.1 старого порядка). Однако про другие документы, предусмотренные старым порядком, например про кассовую книгу, зарплатные ведомости, авансовый отчет, ничего не говорилось. И автоматически указанный запрет распространяли и на эти регистры. Теперь же разрешили исправлять все такие документы, за исключением приходных и расходных кассовых ордеров (абз. 2 подп. 4.7 п. 4 нового порядка). Чтобы внести исправления, надо зачеркнуть неверные данные, поставив вместо них правильные. Рядом указать дату исправления. И все исправления заверить подписью сотрудника, который оформлял документ, и привести ее расшифровку.

Заявление работника о выдаче ему подотчетных сумм 

Процедура выдачи работнику денег под отчет не поменялась. Как и раньше, требуется заявление сотрудника на выдачу подотчетных средств. Составляется оно также в произвольной форме. А вот требования к заявлению законодатели упростили.

Так, раньше такое заявление должно было содержать собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату (абз. 1 п. 4.4 старого порядка).

Теперь же нет требования о том, что сумма подотчета и срок, на который он выдан, должны быть указаны на заявлении самим руководителем. С 1 июня указанные данные просто можно сразу вписать в форму заявления, что, согласитесь, удобнее. Например, такую работу может сделать само подотчетное лицо. А руководитель вправе только завизировать заявление, то есть поставить лишь свою подпись. И больше ничего не писать (абз. 1 подп. 6.3 п. 6 нового порядка).

Также заметим, что в новом порядке под работником понимается не только лицо, с которым заключен трудовой договор, как это обозначено в части 2 статьи 20 ТК РФ, но и лицо, с которым подписано гражданско-правовое соглашение (п. 5 нового порядка). Это можно трактовать так, что выдавать под отчет деньги допустимо также лицу, принятому не по трудовому договору. Как норма будет применяться на практике, пока непонятно. Рекомендуем дождаться официальных разъяснений по этому вопросу, которые, явно, скоро появятся. А пока по старинке выдавайте деньги под отчет только тем, кого вы приняли по трудовому соглашению.

Еще по этой теме:Как соблюдать лимит расчетов наличными