47116
21 апреля 2021

Учет купленного автомобиля: налоги и бухгалтерские проводки

Учет купленного автомобиля в 2021 году начинается с оформления документов. Расскажем, как принять к учету приобретенный автомобиль и налоги по нему, покажем на примере бухгалтерские проводки.

Какие документы нужно оформить на автомобиль

Помимо договора, главный документ, с которого начинают учет купленного автомобиля — это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять — вы или продавец — зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела автомобиль с пробегом у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае — если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо ФНС России от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Подсказка от Системы Главбух

Налоговый учет основных средств влияет на налог на прибыль, а бухгалтерский – на налог на имущество. Основные средства амортизируют несколько лет, поэтому ошибка в определении их первоначальной стоимости или сумме амортизации повлияет на несколько налоговых периодов. В рекомендации – как избежать ошибок при приеме на учет, амортизации, ремонте, модернизации, консервации, переоценке и прочих операциях с основными средствами.

Что входит в первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит, то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС от 29.09.2014 № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Подсказка от Системы Главбух

Глобальная перестройка бухучета — в самом разгаре. Читайте, какие ФСБУ примут в ближайшее время, а какие уже надо применять с 2021 или с 2022 года. Сроки вступления в силу новых стандартов бухучета ФСБУ и изменений в ПБУ утверждены приказом Минфина от 05.06.2019 № 83н. Вводить в действие новые правила будут поэтапно — до 2023 года.

Как начислить амортизацию на автомобиль

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете амортизацию можно начислять:

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную или восстановительную стоимость автомобиля и срок его полезного использования.

Подсказка от Системы Главбух

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается в налоговом и бухгалтерском учете, смотрите в таблице.

Срок полезного использования автомобиля установите с учетом:

Об этом сказано в абзаце 7 пункта 4 и пункте 20 ПБУ 6/01.

Бухучет амортизации купленного автомобиля

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка: Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08...) Кредит 02 – начислена амортизация по автомобилю.

Пример учета купленного автомобиля

Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, — 37 месяцев, период эксплуатации транспорта — 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 — 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
— 200 000 руб. — отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 36 000 руб. — учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
— 2000 руб. — перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
— 2000 руб. — включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— 202 000 руб. (200 000 + 2000) — автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 36 000 руб. — принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 236 000 руб. — уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
— 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) — начислена амортизация.

Пора переходить на БухСофт! Надежная программа для бухучета и отправки отчетности малого предприятия.

Бесплатный доступ на 15 дней

Как отразить в учете транспортный налог за автомобиль

Бухгалтерский учет. В бухучете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу».

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог, авансовый платеж по налогу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
– уплачен транспортный налог, авансовый платеж по налогу.

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога или авансовых платежей по нему рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога в состав расходов (ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Платежи в систему «Платон» включайте в расходы как самостоятельные виды затрат (ч. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Подсказка от Системы Главбух

Налоговый учет транспортного налога зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Бухучет зависит от того, в каком производстве или подразделении  используют транспортное средство, по которому начислен налог. Подробности – в рекомендации.

Упрощенка. Если организация на УСН платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК). Расходы подтвердят справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу, регистр налогового учета, платежные поручения (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК, письмо ФНС от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163). Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывайте.

Платежи в систему «Платон» включайте в расходы как самостоятельные виды затрат (ч. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Общий режим. При расчете налога на прибыль транспортный налог и авансовые платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Делайте это в последний день налогового периода. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53182, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333 и от 20.04.2011 № 03-03-06/1/254.

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному налогу можно первичными документами, содержащими все необходимые реквизиты. Такими документами, например, могут быть:

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163.

Если организация использует метод начисления, сумму транспортного включите в состав расходов в момент начисления – в последний день отчетного периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК). То есть на дату составления бухгалтерской справки с расчетом налога или авансового платежа по нему.

Если организация применяет кассовый метод, сумму транспортного налога включите в состав расходов на дату перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК).

Платежи в систему «Платон» включайте в расходы как самостоятельные виды затрат (ч. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту