Хозяйство, планирующее перейти на «упрощенку» со следующего года, должно указать в уведомлении остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября текущего года. Если предприятие уже на спецрежиме, ему нужно следить за тем, чтобы не нарушить условия его применения.
Хозяйство может применять упрощенную систему налогообложения до тех пор, пока оно удовлетворяет определенным требованиям.
Прежде всего, важно соблюдать предельный размер дохода. Показатель устанавливается на каждый год путем индексации на коэффициент-дефлятор суммы в размере 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, если хозяйство соответствует какому-либо критерию, содержащемуся в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, оно также не может применять упрощенную систему налогообложения.
К основным из критериев относятся следующие:
Проанализируем каждый из перечисленных случаев.
Упрощенная система налогообложения не применяется теми хозяйствами, которые образовали филиал или представительство в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ. Сведения о филиалах и представительствах отражаются в Едином госреестре юридических лиц (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129ФЗ). Если хозяйством принято решение о создании таких подразделений, то ему нужно представить в налоговую инспекцию уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.
Если же созданное подразделение не является филиалом или представительством и не указано в учредительных документах, то хозяйство может беспрепятственно применять «упрощенку» (письмо Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).
Впрочем, даже если оно создано, но фактически не функционирует, то все равно, по мнению судей, можно применять упрощенную систему налогообложения (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2014 г. № А27-15408/2013).
Доля участия других компаний должна быть не более 25 процентов. При этом под компаниями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством. Муниципальные образования, а также субъекты РФ таковыми не считаются. Поэтому даже если доля их участия в уставном капитале хозяйства составляет 100 процентов, оно имеет право на применение «упрощенки».
Против этого не будут возражать ни чиновники (письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211), ни судьи (определение ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08).
Обратим внимание и еще на один момент. Хозяйства с долей участия муниципальных образований, регионов, превышающей 25 процентов, не признаются субъектами малого предпринимательства (подп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ). Поэтому данное ограничение имеет важное значение. Ведь речь идет о возможности применения упрощенных способов бухгалтерского учета (подп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Налоговики могут самостоятельно определить показатель среднесписочной численности работников хозяйства, чтобы выявить, превышено ли его предельное значение.
Чаще всего это случается, когда персонал привлекается по договорам аутсорсинга с целью сохранения условий для применения «упрощенки». В таких случаях на поддержку судей рассчитывать нельзя (постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 17643/08).
Предельный показатель остаточной стоимости основных средств для возможности применения спецрежима формируют лишь амортизируемые основные средства (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. № 03-11-06/2/ 6319).
Судьи считают, что законодательством не предусмотрено право налоговой инспекции самостоятельно переоценивать остаточную стоимость (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2010 г. № А55-16413/2009).
При этом арбитры отмечают, что отсутствие инвентарных карточек основных средств не препятствует определению остаточной стоимости объектов на основе первичных документов.
При нарушении любого из перечисленных выше условий хозяйство, начиная с квартала, в котором это произошло, переходит на другой режим налогообложения. Об этом сообщается в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по истечении отчетного периода или года, в котором утрачено право на применение «упрощенки» (п. 5 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Уведомление о потере права на УСН составляется по форме № 26.2-2, утвержденной приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@.
Что касается декларации по «упрощенке», то ее необходимо подать не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение спецрежима (п. 3 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ). В этот же срок нужно уплатить задекларированный в ней налог (п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).
Е. Диркова,
директор ООО «Бизнес-бухгалтер»