1164
8 июля 2015

Подача жалобы на акт налоговой проверки

Какими бывают жалобы

Каждая компания вправе обжаловать решение инспекции и иных ненормативных актов, действия и бездействие инспекторов, если считает, что ее права были нарушены. Например, можно пожаловаться на неправомерное выставление требования об уплате налогов, пеней и штрафов, отказ в предоставлении налоговых вычетов, вынесенное решение о приостановлении операций по банковским счетам и т. д.

Подача жалобы на акт налоговой проверки зависит от того, вступило в силу решение инспекции или нет, компания составляет либо обычную жалобу, либо апелляционную. 

Апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба – это обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной или выездной проверки.

Обычная жалоба

Жалоба – это обращение, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера.

Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе РФ и касающийся конкретного налогоплательщика. Примеры: требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т. д.

В какие сроки подавать жалобу

Для соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования компании достаточно подать:

Для каждого из этих документов предусмотрены определенные сроки.

Апелляционная жалоба

Апелляционную жалобу надо успеть подать в течение месяца после того, как компания получила решение налоговиков. Если решение инспекторы направили почтой, оно считается полученным на шестой день с даты отправки.

Пока в управлении будут рассматривать апелляционную жалобу, решение по проверке не вступит в силу. Значит, налоговики все это время не смогут взыскать доначисления с расчетного счета в одностороннем порядке. Причем решение инспекторов не будет действовать, даже если компания обжалует только часть доначислений (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Если этот срок пропущен, то восстановить его уже не получится. То есть в любом случае апелляционную жалобу рассматривать не будут.

Обычная жалоба

Если не удалось обжаловать решение инспекции в течение месяца, остается возможность подать в УФНС обычную, то есть не апелляционную, жалобу. Это можно сделать в течение года со дня принятия решения по проверке. Если решение инспекторы направили почтой, оно считается полученным на шестой день с даты отправки.

В данном случае у инспекторов будет право взыскать доначисления в бесспорном порядке, так как решение по проверке вступит в силу, как только истечет срок на подачу апелляции. Но если специалисты управления отменят решение, то эти суммы удастся вернуть или зачесть.

Такие же правила действуют в остальных случаях, когда компания хочет оспорить требования инспекторов, не связанные с проверками. Обратиться в УФНС можно в течение года со дня, когда компания узнала о нарушении своих прав. Например, если инспекторы незаконно заблокировали счета компаний, не вернули или не засчитали налог, потребовали документы, не имея на то законных оснований. Годичный срок надо считать с момента, когда организация получила требование или другой документ налоговиков.

Если в течение года компания не успела подать жалобу по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен. То есть жалобу примут к рассмотрению. Для этого надо подать ходатайство в УФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит разъяснений по поводу того, какие именно причины считать уважительными и какие сведения включить в ходатайство. Поэтому решающее слово в каждой конкретной ситуации будет приниматься на усмотрение налогового управления. Образец ходатайства – ниже.

Куда и как подать жалобу

Жалобу или апелляционную жалобу нужно подать в ту инспекцию, чьи документы, действия или бездействие обжалуются. Оттуда жалоба направляется в адрес УФНС или ФНС России в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов жалобу (апелляционную жалобу) может подать лично руководитель компании или ее представитель на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ). 

Жалобу (апелляционную жалобу) можно отправить по почте. Например, ценным письмом с описью вложения. В таком случае срок на подачу жалобы нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки письма. Ведь датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Когда жалобу не рассмотрят

Жалоба будет оставлена без рассмотрения, если она (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.

Еще в течение трех дней со дня принятия такого решения о нем сообщается в письменной форме составителю жалобы.

Как проходит рассмотрение жалоб

Рассмотреть жалобу на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) специалисты УФНС обязаны в течение одного месяца после того, как ее получат от вашей инспекции. Если же вышестоящему ведомству понадобится получить от ИФНС дополнительные пояснения, то срок могут продлить, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Другие жалобы чиновники рассмотрят более оперативно – в течение 15 рабочих дней. На такой же период срок могут продлить (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Специалисты УФНС рассматривают жалобы без участия компании. Это правило четко прописано в пункте 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ. Кстати, судьи давно высказывали позицию, что разбор жалобы без участия налогоплательщика не нарушает его прав (постановление Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. № 4292/10).

Как вариант можно подать отдельное ходатайство в управление ФНС о том, чтобы заявителя пригласили на рассмотрение материалов жалобы. Но такое приглашение последует, только если сотрудники управления посчитают присутствие компании необходимым. Это случается редко.

Следить за ходом рассмотрения жалобы можно удаленно. На официальном сайте ФНС России (nalog.ru) в разделе «Электронные сервисы» можно узнать:

Этот полезный сервис так и называется – «Узнать о жалобе».

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС или ФНС России принимает одно из следующих решений (п. 3 ст. 140 НК РФ):

Решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе вступают в силу со дня принятия. Если жалоба оставлена без рассмотрения, то обжалуемое решение вступает в силу не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Что делать, если жалобу не удовлетворили

Специалисты УФНС могут не согласиться с доводами компании. Тогда в течение трех месяцев со дня, когда чиновники приняли решение по жалобе, можно еще попробовать обжаловать его в ФНС России (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Другой вариант – компания вправе обратиться сразу в суд. Это можно сделать в течение трех месяцев после того, как компания получила невыгодное решение от УФНС или ФНС России (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Однако потребовать, чтобы компания заплатила в бюджет какие-нибудь дополнительные суммы, кроме тех, что изначально были в решении, специалисты управления ФНС не вправе. Даже если они выявят нарушения, которые инспекторы не заметили при камеральной или выездной проверке (п. 81 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г. № 57). В то же время чиновники УФНС России могут вносить небольшие корректировки, исправлять технические ошибки и опечатки инспекторов.

Возможна и такая ситуация – чиновники управления ФНС не рассмотрят жалобу в установленный срок. Но это не мешает компании обратиться в суд (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Срок для обращения в суд начинает отсчитываться от даты, когда компании стало известно о принятом по ее жалобе решении или же когда истек срок для вынесения такого решения.