996
9 июля 2015

Торговый сбор в 2015 году

С 1 июля 2015 года в столице введен торговый сбор (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Администрировать торговый сбор налоговики будут при поддержке Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Он проверит, верные ли сведения сообщили о себе компании, у которых в Москве есть торговые точки и магазины. А УФНС России по г. Москве и инспекции будут отвечать за постановку на учет плательщиков торгового сбора и его своевременную уплату. Самые запутанные и частые вопросы мы задали представителям обоих ведомств.

На вопросы отвечают: Мария Андреевна Багреева, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы, и Светлана Семеновна Громова, заместитель руководителя УФНС России по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса.

— Мария Андреевна, в Налоговом кодексе РФ и в столичном законе о торговом сборе отсутствуют определения для разных объектов торговли. Как торговцу понять, относится его деятельность, например, к торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, или нет?

— Вы правы, в Налоговом кодексе таких определений нет, в отраслевых законах тоже. Поэтому мы считаем, что можно ориентироваться на правила, действующие для ЕНВД и патентной системы налогообложения (гл. 26.3 и 26.5 НК РФ. — Примеч. ред.). Тогда получается, что под определение «стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов», попадают крытые рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и т. п. (ст. 346.27, подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. — Примеч. ред.).

— Кто и как будет составлять списки плательщиков торгового сбора для налоговых инспекций?

— До 7 июля 2015 года организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей на территории Москвы, должны были уведомить налоговиков о том, что они являются плательщиками торгового сбора. Департамент экономической политики и развития г. Москвы проверит полноту и достоверность представленной информации на основе имеющихся в ведомстве данных о торговых объектах. Если обнаружится, что компании предоставили недостоверные сведения или вовсе не подали уведомление, налоговики поставят их на учет на основе информации, поступившей из департамента.

— Многих наших читателей интересует вопрос: не относится ли к развозной и разносной розничной торговле деятельность интернет-магазинов? Ведь доставка осуществляется с помощью экспедиторов и пеших курьеров.

— Мы считаем, что не относится. Обратимся к ГОСТ Р 51303–2013 (утв. приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст. — Примеч. ред.). Развозная торговля — это торговля, осуществляемая с использованием специально оборудованного для этого транспорта. К ней относят продажу товаров с автофургонов, тонаров, автоприцепов и т. д. Разносная торговля согласно ГОСТу предполагает непосредственный контакт продавца с покупателем. Не важно, где это происходит — в организациях, на транспорте, на дому или на улице. Деятельность интернет-магазинов не предполагает контакта самого продавца с покупателем.

— Светлана Семеновна, должна ли вести раздельный учет компания, которая занимается двумя видами торговли, один из которых подпадает под торговый сбор в 2015 году, а второй нет?

— Компания, которая находится на общей системе налогообложения, не должна вести раздельный учет. В пункте 10 статьи 286 Налогового кодекса РФ говорится лишь о том, что такая организация вправе вычесть уплаченный сбор из региональной части налога на прибыль.

— А если компания применяет упрощенку?

— Здесь все иначе. Компания на упрощенке вправе вычесть сбор лишь из налога, рассчитанного по итогам работы конкретного торгового объекта (п. 8 ст. 346.21 НК РФ. — Примеч. ред.). Получается, что компаниям на упрощенке с объектом «доходы» потребуется вести раздельный учет.

— Должны ли платить торговый сбор в 2015 году подмосковные компании, у которых есть магазины в Москве?

— Да, должны. Cбором облагается деятельность на объекте движимого или недвижимого имущества, используемого для торговой деятельности (п. 1 ст. 413 НК РФ. — Примеч. ред.). Поэтому важно, где находится магазин, а не где стоит на учете организация. Подмосковная компания, у которой есть магазин в Москве, должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора по местонахождению этого магазина.

Полный текст интервью читайте в июльском номере журнала «Спутник Главбуха». Номер уже открыт на сайте.