719
14 июля 2015

Получение государственных субсидий на развитие

Как получить субсидию

Получение государственных субсидий возможно в рамках программы развития внутреннего туризма, то есть на нее могут рассчитывать лишь те фирмы, которые специализируются на российских направлениях.

Законодательным актом, регулирующим предоставление субсидий, является постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)”».

В данном постановлении определены три основные задачи развития туризма:

1) развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;

2) повышение качества туристских услуг;

3) продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Получение государственных субсидий направлено на реализацию проектов, прошедших конкурсный отбор. При этом уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства.

Субсидии предоставляются на следующих условиях:

- наличие проекта, направленного на реализацию мероприятий, указанных в программе;

- наличие соответствующей требованиям Программы долгосрочной региональной целевой программы, направленной на создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на основе государственно-частного партнерства;

- заключение соглашения, являющегося обязательством субъекта Российской Федерации по финансированию строительства (реконструкции) объектов, а также по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств и т.  д.

При предоставлении субсидии заключается соглашение. Его форма утверждена приказом Минспорттуризма России от 18 апреля 2012 г. № 364 .

Налоговый учет субсидии

При получении субсидий возникает вопрос: нужно ли включать ее в налогооблагаемый доход? Вообще доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 Налогового кодекса РФ. Причем перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, поэтому они учитываются в целях налогообложения прибыли. 

Также учтите вот какой момент. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизация по имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием не признаются.

Таким образом, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, учитываются в целях налога на прибыль ( письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-03-06/1/24671 ).

Отметим, что позиция судов по вопросу признания в налоговом учете субсидий неоднозначна.

Некоторые суды считают, что субсидии образуют объект налогообложения по налогу на прибыль. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8544/12 указано, что освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, действует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. А бюджетные субсидии, полученные коммерческими организациями, подлежат налогообложению.

Однако существует и противоположная точка зрения.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 июля 2011 г. № А26-9551/2010 ( определением ВАС РФ от 30 сентября 2011 г. № ВАС-12689/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что налогоплательщик, будучи коммерческой организацией, правомерно не включил целевые поступления в состав доходов на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Также суд принял во внимание и то, что налогоплательщик расходовал полученные денежные средства в соответствии с их целевым назначением.

Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Поволжского округа от 18 октября 2012 г. № А55-5474/2012 .

Вопросы уплаты НДС

Денежные средства в виде субсидий, получаемые из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку указанные денежные средства непосредственно не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы «входного» налога на добавленную стоимость вычету не подлежат. Поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета ( письмо Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144 ). При этом НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, следует восстановить в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ ( письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-11/2142 ).

Риски компаний, связанные с получением субсидий

Конечно, основной проблемой является сложность получения субсидий на развитие туризма. При этом на практике может возникнуть ситуация недофинансирования, неполучения субсидии в полном размере. Данная ситуация рассмотрена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2011 г. № А02-1390/2010 . Суд встал на сторону компании и удовлетворил требование о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидий из средств республиканского бюджета.

Еще одной проблемой могут быть предписания о возврате субсидии. В этом случае правомерность предоставления и расходования субсидии компаниям приходится также доказывать в суде. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 11 октября 2012 г. № А55-4818/2011 суд удовлетворил требование о признании незаконным предписания о возврате в доход областного бюджета денежных средств, выданных в виде субсидии. По мнению судей, полученные из областного бюджета субсидии были освоены в полном объеме, представленное заявителем экспертное заключение подтверждает целевой характер расходов. В подтверждение целевого использования средств субсидии заявитель представил в суд экспертное заключение (подготовленное независимыми экспертами общества) о целевом характере расходов проекта – победителя конкурса «Информационный город».

Аналогичные выводы сделаны в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. № А82-4510/2012 .