1830
26 августа 2015

Прием на работу военнообязанных

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора человек, поступающий на работу, представляет работодателю документы воинского учета, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Как кадровики проверяют военнообязанных

Разделом III Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение), предусмотрен порядок воинского учета в организациях и учреждениях. Так, пунктом 30 Положения установлено, что в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы сотрудники, ведущие воинский учет в учреждении, проверяют у лиц, принимаемых на работу, следующие сведения:

На работников, занимающихся воинским учетом, возложена обязанность информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. «г» п. 30 Положения).

Также в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках и документах воинского учета военных комиссариатов, необходимо направить в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету.

Работники, ведущие воинский учет в учреждении, должны предупредить граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления в целях уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета (подп. «а» п. 32 Положения). Правила распространяются и на временных работников.

Принимать ли на работу без военного билета

Частью 3 статьи 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за то, что руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо не подали сведения в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет. Из этого следует, что ответственность для должностного лица учреждения наступает за несообщение в органы сведений о приеме на работу, а не за прием на работу военнообязанных, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Учтите: частью 2 статьи 3 Трудового кодекса РФ введен запрет на ограничение в трудовых правах и свободах по любым обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Следовательно, у учреждения нет оснований отказывать в приеме на работу гражданину, имеющему ненадлежащим образом оформленный военный билет, поскольку такое нарушение не связано с его деловыми качествами. Но, если работник кадровой службы обнаружил несоответствие в документе воинского учета, он обязан сообщить об этом в военкомат, а также проинформировать работника о необходимости обратиться в военкомат для приведения записей в военном билете в надлежащее состояние.

Данный вывод подтверждает и судебная практика. Так, в одной организации с гражданином, у которого не было военного билета, заключили договор гражданско-правового характера. На это Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в  решении от 11 февраля 2014 г. № 2-302/2014 возразил, что отсутствие отметки о постановке на воинский учет не является основанием для отказа сотруднику в приеме на работу. В результате договор гражданско-правового характера был переквалифицирован в трудовой.

Ленинградский областной суд в  определении от 23 мая 2013 г. № 33-2068/2013 также решил, что, согласно статье 65 Трудового кодекса РФ, военный билет не входит в число документов, обязательных для заключения трудового договора.

Однако бывает, что некоторым соискателям отказывают в приеме на работу именно по причине отсутствия военного билета. Так, кандидату на работу было письменно сообщено, что при поступлении на работу он обязан представить работодателю документы воинского учета (военный билет). Арбитры решили, что указанный ответ носит разъяснительный характер и не содержит каких-либо доводов, которые можно было бы счесть подтверждением отказа в принятии человека на работу. Ссылка же на необходимость представления военного билета соответствует положениям статьи 65 Трудового кодекса РФ.

Впрочем, есть суды, которые занимают более жесткую позицию. По их мнению, отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 65 Трудового кодекса РФ, в том числе документа воинского учета (военного билета), следует признать обоснованным, поскольку установленное Трудовым кодексом РФ требование является обязательным. Таким образом, работодатель вправе не принять на работу военнообязанного работника, не представившего документы воинского учета.

Анализ арбитражной практики показывает, что в случае производственной необходимости прием на работу военнообязанных возможен даже без военных билетов. А вот работникам, не соответствующим каким-либо требованиям, можно заявить, что без полного пакета документов оформить их на работу нельзя.

Кстати, этих проблем не возникает при приеме на работу иностранцев. Военнообязанными являются только граждане РФ (ст. 59 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Иностранные граждане не могут быть призваны на службу в Вооруженные силы РФ (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

М. Мертешев,
консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Читайте также: