13711
13 мая 2004

Как учитывать расходы новым фирмам?

Как правило, новые фирмы получают доходы не сразу. А вот расходы – арендная плата, канцтовары, зарплата и т. д. – возникают с первых дней работы. Как учитывать в этом случае потраченные средства в бухгалтерском и налоговом учете, в законодательстве четко не прописано. Все зависит от того, начала ли новая фирма свою деятельность сразу или только готовится что-то выпускать. О том, как в каждом из случаев надо отразить расходы в бухгалтерском и налоговом учете, вы сможете узнать из нашего материала. А для наглядности эти ситуации мы обобщили в схеме.

Фирма начала работать

Рассмотрим, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, которые возникают с первых дней работы фирмы.

Бухгалтерский учет расходов

Как только фирма начинает свою деятельность, у нее появляются все «обычные» расходы – списанные материалы, амортизация, зарплата и т. д. И учитывать их тоже нужно как обычно, то есть показывать на счетах 20, 23, 25, 26, 44. Таким образом, если речь идет о предприятии, которое производит продукцию (выполняет работы), то у него все затраты списываются на счет 20 «Основное производство» или же часть из них – на счет 43 «Готовая продукция». Там эти затраты на конец месяца и останутся – как незавершенное производство или нереализованная готовая продукция. Списываться все эти расходы будут по мере продажи продукции в следующих периодах.

Исключение составляют счет 26 «Общехозяйственные расходы» и счет 44 «Расходы на продажу».

Общехозяйственные расходы фирма может списывать одним из двух способов – либо на счет 20, либо на счет 90, закрепив свой выбор в учетной политике. При первом методе общехозяйственные расходы попадают на счет 20 и включаются в стоимость «незавершенки».

А вот у тех фирм, которые решили списывать общехозяйственные расходы на счет 90, в начале деятельности возникает вопрос: можно ли списать данные затраты на дебет счета 90 «Продажи», ведь по кредиту этого счета никаких сумм отражено не будет? Тот же вопрос возникает и с расходами на продажу, накопленными на счете 44. Ведь их также надо списывать на счет 90.

Узнать, как быть в этом случае, мы решили у специалистов Минфина России. Там нам сказали, что в принципе списывать в данном случае суммы на счет 90 не запрещается. Но также можно использовать и счет 91. Выбор остается за предприятием.

Мы рекомендуем использовать в данном случае счет 91, так как некоторые налоговые инспекторы на местах не принимают Отчет о прибылях и убытках, в котором заполнены строки 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы», 040 «Управленческие расходы», а по строке 010 «Выручка...» данных нет.

Также этот вариант подойдет фирмам, у которых нет остатков незавершенной продукции. Например, в торговых организациях все затраты накапливаются на счете 44 «Расходы на продажу». Понятно, что никакой «незавершенки» у торговой фирмы нет. Поэтому затраты можно списать в конце месяца на счет 91. Исключение – расходы на транспортировку товара. Та сумма транспортных затрат, которая приходится на непроданные товары, в текущем периоде на расходы не списывается.

Пример 1

ЗАО «Вега» зарегистрировалось в марте 2004 года. Организация пока доходов не получила, но уже осуществила следующие расходы:

– заработная плата бухгалтера, руководителя и начисленный на эту зарплату ЕСН – 26 000 руб.;

– затраты на производство продукции – 40 000 руб.;

– арендная плата – 9440 руб. (в том числе НДС – 1440 руб.).

Бухгалтер ЗАО «Вега» сделал в учете такие проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70 (69)

– 26 000 руб. – начислена заработная плата и ЕСН;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 8000 руб. (9440 – 1440) – отражена сумма арендной платы за март;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 1440 руб. – отражен НДС с арендной платы;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (10, 70, 69 ...)

– 40 000 руб. – отражены затраты на производство продукции;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 9440 руб. – перечислена арендная плата.

В учетной политике ЗАО «Вега» записано, что общехозяйственные расходы по окончании месяца списываются со счета 26 на счет 90. Но так как в марте организация выручку не получила, то бухгалтер списал общехозяйственные расходы на счет 91:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 26

– 34 000 руб. (26 000 + 8000) – списаны общехозяйственные расходы.

ЗАО «Вега» получило в марте от арендодателя счет-фактуру. Так как все условия для вычета фирма выполнила, бухгалтер принял НДС в сумме 1440 руб. к вычету. А в учете он сделал следующую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 1440 руб. – принят к вычету НДС по арендной плате.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

НОВОСЕЛОВ Константин Викторович, заместитель начальника отдела департамента налогообложения прибыли МНС России:

– Вновь созданная организация, которая еще не получает доходов, учитывает свои расходы в обычном порядке. То есть потраченные суммы предприятие должно разделить на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством, остатками готовой продукции на складе и отгруженными, но не реализованными товарами. Поэтому, если фирма ничего не продала, в текущем периоде они не списываются. А вот косвенные расходы полностью учитываются в текущем периоде.

Налоговый учет расходов

Конечно, если у фирмы есть «незавершенка», то ее стоимость необходимо учесть не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Однако глава 25 Налогового кодекса РФ устанавливает свой порядок распределения расходов.

Если фирма применяет метод начисления, то ей необходимо делить все свои затраты на прямые и косвенные (ст. 318 Налогового кодекса РФ). При этом те прямые затраты, которые относятся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, при расчете налога на прибыль не учитываются. Получается, что если фирма ничего не продала, то и никакие прямые расходы учесть нельзя. Что же касается косвенных расходов, то они к полученной выручке никак не привязаны и в полном объеме учитываются в текущем периоде. (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ). Таким образом, по итогам отчетного периода у фирмы возникнет убыток на сумму косвенных расходов.

Ну а если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, то у нее все оплаченные расходы учитываются в текущем периоде и формируют убыток. Отметим, что если организация получит убыток по итогам года, то его необходимо списывать в особом порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 283 Налогового кодекса РФ. А именно: ежегодно можно списывать сумму убытка, которая не превышает 30 процентов от налоговой базы. Причем делать это можно только в течение десяти лет. Если за этот срок организация не успеет списать весь убыток, то несписанный остаток уже нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Обратим внимание: на сегодня изложенный подход к налоговому учету расходов у новых фирм полностью поддерживают специалисты МНС России. Между тем раньше налоговики высказывали мнение, что пока нет доходов, никакие расходы, в том числе и косвенные, при расчете налога на прибыль учесть нельзя (письмо МНС России от 10 сентября 2002 г. № 02-5-11/202-АД088).

Если фирма ведет подготовительные работы

У производственных предприятий бывают затраты на подготовку и освоение производства. То есть фирма пока ничего не выпускает, а только готовится к производственной деятельности. В бухгалтерском учете такие расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Причем в данном случае фирма сама решает, что относить к затратам на подготовительные работы. Это регулируется внутренними документами предприятия.

Относить расходы будущих периодов на себестоимость продукции фирма будет с того момента, когда начнет получать доходы по новой деятельности. При этом руководитель фирмы должен издать приказ, в котором он установит срок списания таких затрат и метод списания – равномерно или пропорционально какому-нибудь показателю.

Что же касается общехозяйственных расходов, то они учитываются точно так же, как и в предыдущем случае. То есть те фирмы, которые согласно учетной политике списывают общехозяйственные расходы по окончании месяца со счета 26 на счет 20, формируют незавершенное производство. Ну а если учетной политикой закреплено, что суммы со счета 26 в конце месяца относятся на счет 90, то согласно рекомендациям Минфина России бухгалтер вправе списать эти расходы на счет 91.

В налоговом учете расходы на освоение и подготовку новых производств считаются прочими (подп. 34 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А значит, вся их сумма относится к косвенным расходам и списывается в текущем периоде, формируя убыток.

Пример 2

ОАО «Металлургический комбинат» зарегистрировано в апреле 2004 года. В этом месяце предприятие не начало выпуска продукции, но произвело следующие расходы:

– зарплата управленческого и административного персонала (с начисленным на эту зарплату ЕСН) – 50 000 руб.;

– зарплата рабочих, задействованных в испытании нового производства, и начисленный на нее ЕСН – 40 000 руб.;

– материалы, израсходованные на испытание нового производства, – 60 000 руб.; – амортизация нового оборудования, на котором проводили испытания, а также амортизация здания цеха, в котором эти испытания проходили, – 10 000 руб.; – амортизация офисного здания – 5000 руб.

Согласно приказу руководителя ОАО «Металлургический комбинат» расходы в сумме 110 000 руб. (40 000 + 60 000 + 10 000) отнесены к расходам на освоение производства. Эти расходы будут списываться равномерно в течение 12 месяцев, начиная с месяца, в котором будет получена первая выручка от нового производства.

Учетной политикой фирмы закреплено, что общехозяйственные расходы в конце месяца списываются со счета 26 на счет 90. Но так как в апреле 2004 года ОАО «Металлургический комбинат» никаких доходов не получило, то бухгалтер списал общехозяйственные расходы апреля на счет 91.

В апреле 2004 года в бухгалтерском учете ОАО «Металлургический комбинат» были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 10

– 60 000 руб. – списана стоимость материалов;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 02

– 10 000 руб. – начислена амортизация по производственному оборудованию и зданию цеха;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 70 (69)

– 40 000 руб. – начислены зарплата рабочим и ЕСН;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 5000 руб. – начислена амортизация офисного здания;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70 (69)

– 50 000 руб. – начислена зарплата управленческого и административного персонала, а также ЕСН с этой заработной платы;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 26

– 55 000 руб. – списаны общехозяйственные расходы.

В налоговом учете ОАО «Металлургический комбинат» всю сумму расходов – 165 000 руб. (60 000 + 10 000 + 40 000 + 5000 + 50 000) – учло в апреле 2004 года.

Читайте также: Незавершенное производство: счет какой?