3114
10 апреля 2014

Вот почему банк не пропустил платежку

Порядок заполнения платежек по налогам и взносам в этом году уже менялся несколько раз. С 1 января в них появился новый код ОКТМО вместо ОКАТО, с 1 февраля изменились реквизиты банков получателей в Центральном регионе, с 4 февраля 2014 года приказ Минфина России от 12.11.13 № 107н изменил правила заполнения платежек, а с 31 марта в поле 22 надо писать УИН. Неразбериха с порядком привела к множеству ошибок. На практике встречаются четыре вида неточностей, у которых разные последствия. Итак, поговорим, из-за каких ошибок банк не пропустил платежку.

Ошибки, которые не пропустит банк

В каждом банке свои критерии проверки платежных поручений. Большинство контролируют, чтобы компания заполнила все обязательные реквизиты (п. 2.7 Положения, утв. ЦБ РФ от 19.06.12 № 383-П). Но многие банки проверяют и правильность заполнения полей. Из-за пяти ошибок банк не пропустил платежку и вернул поручения на переделку:

Наименование плательщика и ИНН (поля 8, 60). Компания, которая формирует платежку через «Клиент-банк», не может ошибиться в этих реквизитах, так как программа сама подставляет название и ИНН компании. А вот при приеме платежек на бумаге банк сверяет в них сведения и возвращает поручение с ошибками. Например, если в названии компании лишние знаки, а в ИНН не хватает цифр.

Наименование получателя (поле 16). В названии получателя должно быть не больше 160 знаков. Если превысить лимит, банк не пропустит платежку. Тогда длинное название получателя необходимо сократить.

Банк получателя и БИК (поля 13, 14). С нового года многие отделения и управления Банка России изменили свои сокращенные наименования (письмо ЦБ РФ от 22.01.14 № 6-Т). Платежку со старыми данными банк не пропустит. Вернет банк и платежку с ошибкой в БИК хотя бы в одной цифре. Например, если компания вместо номера 044583001 запишет 044563001.

Очередность платежа (поле 21). Если компания сама платит налоги и страховые взносы, в платежке надо писать пятую очередь (письмо Минфина России от 20.01.14 № 02-03-11/1603). Если по ошибке написать шестую очередь, которой сейчас нет, банк платежку не пропустит (письмо Казначейства РФ от 17.03.14 № 42–7.4–05/3.5–161). Вернет банк и поручения с третьей очередью — она предназначена для списания денег по инкассо.

УИН (поле 22). С 31 марта 2014 года универсальный идентификатор начислений (УИН) стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам. Его надо писать в поле 22. Если компания сама платит деньги, то надо ставить 0. Если по требованию — номер из требования, а если его нет, то также 0. Платежку с пустым полем 22 или с прочерками банк не примет.

Ошибки, из-за которых платеж потеряется в казначействе

Деньги зависнут в казначействе как невыясненные поступления, если из-за ошибки невозможно определить вид платежа и его получателя (п. 14 Положения, утв. приказом Минфина России от 18.12.13 № 125н). Поэтому надо подать заявление о возврате в свою инспекцию или фонд.

Ошибка в наименовании получателя, ИНН и КПП (поля 16, 61 и 103). ИНН/ КПП должны соответствовать друг другу. Например, если компания запишет верно название инспекции, но поставит другой ИНН или КПП, то платеж потеряется.

Неверный счет УФК (поле 17). Если компания верно запишет название казначейства, но поставит номер счета УФК другого региона, то платеж окажется в невыясненных. Эти деньги можно вернуть. Для этого надо подать особое заявление (см. образец).

Недействующие КБК (поле 104). Ставить в это поле надо только действующие сейчас КБК. Если поставить код, который уже отменен, то платеж гарантированно попадет в невыясненные поступления. Чаще всего компании допускают ошибки и платят НДФЛ на КБК, отмененные с 2012 года. Также платеж зависнет, если в первых трех знаках КБК записать код прежнего администратора. Например, 182 (код ФНС) вместо 392 (код ПФР). Платежку с неверными сведениями надо уточнить.

Ошибочный ОКТМО (поле 105). В невыясненные платежи деньги могут попасть по нескольким причинам: компания дописала в 8-значном ОКТМО три нуля или три прочерка в начале или в конце, записала 9 или 10-значный код, поставила ОКТМО другого региона и т. д. В после 105 необходимо писать 8-значный ОКТМО либо 11-значный код, если платеж адресован в бюджет поселения. При этом, если в коде 11 символов, надо дописать в конце три знака, соответствующие населенному пункту. Например, для города — 001, для поселка городского типа — 051. При неверном коде недоимки не возникнет, но потребуется уточнить реквизиты (письмо ФНС России от 02.08.13 № БС-4-11/14009). Образец заявления мы привели здесь.

Платеж дошел до инспекции и фонда, но ошибки надо уточнить

При некоторых ошибках платеж доходит до инспекции и фондов, но они не могут разнести его в карточку расчетов компании с бюджетом.

Неверный статус плательщика (поле 101). Если компания перечисляет деньги как налогоплательщик, то надо ставить статус 01, если как агент (например, НДФЛ или НДС) — статус 02. В платежке по взносам теперь надо ставить единый код 08. Иногда инспекторы и фонды пропускают такие недочеты. Но если платеж потерялся, то стоит уточнить ошибочный статус. Заявление в ПФР можно подать С 31 марта УИН стал обязательным реквизитом платежек по налогам и взносам по образцу из письма ПФР от 06.04.11 № ТМ-30-25/3445. А в инспекцию и в ФСС — в свободной форме.

Ошибочный КПП компании (поле 102). Если компания при перечислении налога записала не тот КПП (например, компании вместо подразделения), то платеж все равно дойдет до адресата. Но могут быть вопросы при вводе платежей в карточку расчетов с бюджетом. Поэтому стоит уточнить платеж.

КБК другого налога или взноса (поле 104). Некоторые компании по ошибке пишут в платежках КБК другого налога. Либо заполняют код накопительной части пенсии, тогда как в 2014 году взносы надо перечислять на КБК страховой (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Чтобы перебросить платежи на правильный КБК, надо подать в инспекцию или в фонд заявление об уточнении.

Основание и тип платежа (поля 106, 110). Вместо 11 типов осталось всего три. Это ПЕ — уплата пеней, ПЦ — уплата процентов (при рассрочке или отсрочке уплаты налога) и 0 — во всех остальных случаях (при перечислении налога, взносов, штрафов). Если в платежке по пеням записать 0, то стоит уточнить платеж. Хотя, как мы выяснили, в некоторых инспекциях и фондах не требуют заявления на уточнение. Вид платежа все равно можно определить по КБК. Также не требуют инспекторы уточнять основание платежа, если компания не вовремя заплатила налог, но записала в поле 106 значение ТП (текущий платеж) вместо ЗД (задолженность). Правда, по кодексу такой недочет входит в список тех, которые требуют уточнения (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Периодичность платежа (поле 107). Если компания перечисляет налог за конкретный месяц, а в поручении записала год (ГД.00.2014), то платеж стоит уточнить. Обычно такая ошибка не мешает налоговикам отразить платеж в карточке лицевого счета. Проблема возникает, если компания подала уточненку, но у нее есть недоимка за тот же год. Поэтому не ясно, что компания платила — налог по декларации или погашала долг. Из-за этого инспекторы могут оштрафовать компанию по статье 122 НК РФ, так как она не заплатила налог до подачи уточненки (п. 1 ст. 81 НК РФ). Поэтому ошибку необходимо уточнить.

Некритичные ошибки, которые можно не исправлять

Ошибки этой группы безопасны. Их уточнять не обязательно.

ОКАТО вместо ОКТМО (поле 105). Как мы выяснили, многие банки пропускают такие поручения, а казначейства сейчас сами меняют старый код на новый ОКТМО. Не ясно только, как долго они будут это делать. В некоторых регионах называют срок до 1 апреля 2014 года, хотя Минфин предложил продлить перекодировку до 2015 года (письмо от 17.02.14 № 02-08-12/6562).

Не тот номер и дата документа (поля 108, 109). При перечислении налога до подачи отчетности в поле 109 (дата документа) надо поставить не дату декларации, а значение 0. Но если компания запишет дату, то неточность исправлять не требуется. В текущих платежах и при погашении недоимки надо поставить нулевое значение и в поле 108 (номер документа). Но если компания запишет другую цифру, то это также некритичная ошибка и не приведет к недоимке.

Очередность в проведенных платежах (поле 21). Некоторые банки в начале года пропускали платежки на налоги и взносы с третьей очередью вместо пятой. Уточнять платеж из-за этого не требуется. При таких недочетах налоги и взносы попали в бюджет.

Несколько нулей в УИН (поле 22). В поле 22 надо ставить 20-значный УИН либо значение 0. Но если компания напишет 20 нулей, это некритичная ошибка. Банк перечислит деньги, а инспекции и фонду такой недочет не помешает идентифицировать платеж.

Неполное назначение платежа (поле 24). Неверная или неполная информация в этом поле некритична. Например, если компания не написала, какой налог она перечисляет. Идентифицировать платеж инспекторы могут по КБК.

Читайте также: При уплате страховых взносов какой статус