986
13 октября 2010

Что делать, если учредитель внес вклад в имущество ООО

Что делать, если учредитель внес вклад в имущество ООО? Учредитель ООО купил на собственные деньги оборудование для своей компании. Перед вами задача – провести по бумагам передачу такого имущества в собственность самой компании. Как это проще сделать?

На практике участники обществ с ограниченной ответственностью отдают предпочтение такому способу, как вклад в имущество. Он прост в оформлении, никак не влияет на размер и номинальную стоимость доли учредителя в бизнесе и не требует государственной регистрации (чего не скажешь, например, о дополнительных взносах при увеличении уставного капитала).

Подчеркнем, что такая уникальная возможность есть только у компаний в форме ООО. Внесение вкладов в имущество организации прямо предусмотрено статьей 27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Мы вам подскажем, какие документы составить и как отразить полученное имущество в активах компании.

Оформите решение о внесении вкладов

Сразу скажем: чтобы переданное учредителем оборудование представить именно как вклад в имущество компании, необходимо оформить протокол общего собрания участников (или если учредитель один – решение единственного участника), в котором зафиксировать решение учредителей о внесении вклада в имущество общества.

Но прежде проверьте, есть ли в уставе вашей организации пункт, который обязывает участников делать подобные вклады. Если нет – не беда. Устав можно поправить. Тогда первым вопросом повестки дня в протоколе надо отразить решение участников дополнить устав необходимыми положениями. А следом за этим пойдет решение о внесении вкладов. Причем в данном случае регистрировать новую версию устава в ИФНС нет необходимости. Ведь для самих участников и для компании подобные изменения приобретают силу с того момента, как они были утверждены общим собранием. То есть с момента подписания протокола (или решения единственного участника). Так сказано в пункте 2 статьи 27 Закона № 14-ФЗ.

В протоколе (там, где решение учредителей о вкладах) нужно прописать перечень передаваемого имущества, стоимость таких объектов (то есть сумму вклада), а также срок внесения. И что еще важно: сделать специальную оговорку о том, что участники общества вправе передавать не только деньги, но и имущество.

По общему правилу вклад в имущество должен сделать каждый участник. Но вот в каких пропорциях, учредители могут решить на свое усмотрение. Так, если среди совладельцев компании только один из них намерен передать какую-то вещь, достаточно, если остальные участники общества внесут хотя бы по рублю. Тогда закон будет соблюден. В любом случае размеры вкладов нужно закрепить в протоколе (решении), а потом и в уставе.

 Составьте акт по факту передачи имущества

Независимо от того, какое имущество получено от учредителя – основное средство, материалы или товар, оформите акт приема-передачи. Можно в произвольном виде (см. образец).

Как вариант, в случае поступления основного средства вы можете воспользоваться формой № ОС-1. Достаточно одного экземпляра, для себя. При этом реквизиты организации-сдатчика, которые предусмотрены в начале формы, разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал» не заполняйте. Ведь учредитель, как обычный гражданин, не должен составлять подобный акт (п. 2 постановления Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Для него-то передаваемый объект не являлся основным средством.

 Стоимость актива отразите в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете вклад участника в имущество ООО к доходам такой компании не относится. Это прямо предусмотрено пунктом 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Поступивший объект отразите в учете по текущей рыночной стоимости. Здесь работает общее для безвозмездно полученных вещей требование пункта 10.3 ПБУ 9/99. Подтвердить цену актива поможет независимый оценщик.

На дату, которую учредители определили для внесения вкладов в своем решении, сделайте следующие проводки:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по внесению вкладов в имущество»    Кредит 83
– отражен вклад участника в имущество общества;

Дебет 08 (10, 41)    Кредит 75 субсчет «Расчеты по внесению вкладов в имущество»
– получены от участника материальные ценности в качества вклада в имущество.

Определите, надо ли показывать доход в налоговом учете

Внесенный участником вклад является не чем иным, как безвозмездно полученным имуществом. Включать стоимость такой вещи в доходы или нет, зависит от размера доли учредителя в уставном капитале ООО (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Когда участник, передавший имущество, владеет бизнесом более чем наполовину, вклад в имущество в доходах не отражайте. Правда, при условии, что полученный объект вы не передадите никому в течение года со дня его поступления.

Если же доля участника в уставном капитале составляет 50 процентов или меньше, стоимость вклада придется включить в состав внереализационных доходов. Тогда сделайте это на дату подписания акта приема-передачи. Правильно определить размер дохода поможет следующий шаг.

 Соберите документы, подтверждающие рыночную стоимость имущества

Итак, осталось определить стоимость полученного от учредителя объекта для целей налогового учета. Руководствуйтесь пунктом 8 статьи 250 кодекса. Там сказано, что надо ориентироваться на рыночную цену. Таковой можно считать сумму затрат учредителя на покупку переданного имущества. Но она не должна превышать стоимость по результатам независимой оценки.

Поэтому сначала узнайте, сколько заплатил участник за вещь. Естественно, если у него сохранились подтверждающие документы (чеки, квитанции). Участник потратил больше той суммы, которую оценщик вписал в своем отчете? Значит, в доходах вы отразите последнюю величину. И кстати, если речь идет об основном средстве, отталкиваясь от этой же суммы, вы определите его первоначальную стоимость для налогового учета.

Выходит, в доходах вы отразите наименьшую из двух величин: стоимость актива, подсчитанную исходя из имеющихся у учредителя бумаг, либо рыночную цену по акту оценщика. А если учредитель не смог представить ни одного подтверждающего документа, доход вы признаете просто в сумме, обозначенной оценщиком.

Начислять амортизацию по основным средствам, полученным от учредителя без бумаг, не удастся. Первоначальная стоимость такого объекта будет нулевой (письмо Минфина России от 31 августа 2009 г. № 03-03-06/1/556). Стоимость же материалов или товаров нельзя списать на расходы в любом случае (даже с документами). Таковы правила для бесплатно доставшихся ценностей (п. 1, 2 ст. 254 и подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).