102
20 августа 2008

О запрете на блокировки счета, консолидации налогоплательщиков

– Сергей Викторович, совсем недавно было принято несколько важных налоговых законов. Многие поправки – в пользу налогоплательщиков. Но некоторые нормы, о которых ранее говорил Минфин, пока остались «за бортом». Например, что будет с блокировкой счета – любимой угрозой налоговых органов?

– О запрете на блокировки счета, консолидации налогоплательщиков. К сожалению, нередко налоговые органы используют данную меру без достаточных оснований. А ведь запрет на распоряжение денежными средствами на счете практически парализует финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. По нашему мнению, в случае злоупотреблений со стороны налоговых органов на всю сумму средств на счетах налогоплательщика, операции по которым были приостановлены незаконно, должны начисляться проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Такой вид финансовой ответственности – одна из гарантий от неправомерных действий налоговых органов. Ведь иногда нарушения допускаются при игнорировании очевидных требований. Например, операции приостанавливаются из-за непредставления расчетов по авансовым платежам. Хотя такое основание Налоговым кодексом не установлено. Кроме того, есть вопросы с очередностью списания средств на счете. Не урегулированы ситуации, связанные с закрытием счета, и т. п. В этой связи предлагается внести в статью 76 Налогового кодекса поправки, которые уточняют порядок приостановления операций по счетам. В настоящее время подготовленный Минфином законопроект находится на согласовании в органах власти и Центральном банке. Законопроект предполагается внести в Правительство РФ осенью текущего года. Но при этом еще раз отмечу, что большое значение играет правоприменительная практика – соблюдение уже установленных законом требований.

– А что ждет другие масштабные законопроекты? Например, о консолидированном плательщике налога на прибыль. Что представляет собой такой налогоплательщик?

– Если коротко, то группа компаний заключает договор о консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль. Определяется механизм консолидации, а также лицо, ответственное за исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В налоговых целях не принимаются во внимание последствия операций внутри группы (сделки между членами группы). Результаты экономической деятельности компаний – прибыль и убытки всей группы компаний – суммируются.

Например, участник группы – компания 1 заканчивает период с прибылью 500 000 руб., а участник группы компания 2 – с убытком 100 000 руб. Значит, участник, который отчитывается за группу, подаст декларацию с прибылью в размере 400 000 руб.

– А как быть, если к данному холдингу присоединится еще компания 3 – хронически убыточная?

– Те убытки, которые компания получила до того, как стать участником консолидированной группы налогоплательщиков, не учитываются. То есть не будет смысла в целях минимизации налога на прибыль присоединять убыточную компанию. Также, кстати, будут предусмотрены ограничения на использование чистых убытков компаниями, которые выходят из группы.

– Но ведь если цель в данном случае – минимизация налога, можно не делать убыточную компанию участником холдинга, а просто присоединить ее к кому-то из действующих участников, то есть провести реорганизацию?

– Здесь тоже будут созданы определенные ограничения. Кстати, Минфину России известно, насколько популярна данная схема – присоединение убыточной компании к другой организации, которая в итоге тратит всю прибыль на погашение убытков. И на этот счет готовится отдельный законопроект. Предлагается особый порядок переноса убытков на будущее для реорганизуемой компании: установить ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытков.

– Скажите, каким критериям должна отвечать группа компаний, чтобы стать консолидированным плательщиком налога на прибыль?

– Определенно это будут крупные холдинги. По крайней мере на первом этапе. Это организации, которые прямо или косвенно принадлежат материнской компании не менее чем на 90 процентов, а также имеют высокую годовую выручку и высокую стоимость активов.

– Очевидно, что стать консолидированным налогоплательщиком смогут далеко не все организации. А на каком этапе находится та поправка, о которой ранее говорили в Минфине России, что сдавать декларацию по налогу на прибыль можно будет только один раз в год?

– Предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности отмены отчетных периодов по налогу на прибыль. Компании по-прежнему будут перечислять авансы в течение года, но рассчитывать их отдельно не придется: необходимая сумма будет определяться на основании финансового результата предыдущего года. Такая поправка готовится, но начнет действовать не раньше 2010 года.

– Хорошо, когда важные законопроекты принимаются заранее, а не в последние дни декабря, как уже случалось. Не получится, например, что новый порядок трансфертного ценообразования появится в самом конце 2009 года, а начнет действовать с 1 января 2010 года?

– Действительно, были прецеденты, когда важные и обширные поправки принимались в конце декабря с введением их в действие с января следующего года. Это не просто плохая, но и противоречащая налоговому и бюджетному законодательству практика. Напомню, что обратная сила возможна только в отношении законов, улучшающих положение налогоплательщиков. В этом году налоговые законы, внесенные правительством в Госдуму РФ, приняты в весеннюю сессию. В частности, новый способ начисления амортизации – по группам объектов, новый подход к финансированию обучения сотрудников и уплате процентов по кредитам на жилье, поправки в специальные налоговые режимы. Все эти новшества одобрены, как вы помните, в июле 2008 года, а действовать начнут с 2009 года. Как видите, у участников налоговых отношений есть полгода, чтобы разобраться с изменениями. Для вступления в силу законопроекта о трансфертном ценообразовании потребуется не меньший срок, а для отдельных его норм – и более длительное время.

– Насколько нам известно, планируется внести ряд изменений в расчет НДФЛ и ЕСН. Какие из возможных поправок представляются вам наиболее важными?

– В уточнении нуждаются нормы статей 217 и 238 Налогового кодекса, определяющие перечень сумм, освобождаемых от налогообложения. Причем речь идет как об исключении некоторых выплат из перечня, так и о включении в указанный перечень новых выплат. К последним, в частности, относятся следующие выплаты. Оплата организациями и индивидуальными предпринимателями стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсация части родительской платы, фактически взимаемой с родителей за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В части ЕСН предлагается расширить перечень сумм, не подлежащих налогообложению, за счет включения в статью 238 кодекса сумм платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

– Законопроект предполагает, что суммы компенсаций за неиспользованный отпуск будут облагаться ЕСН. С чем связано такое изменение законодательства?

– Данный вид денежной компенсации в соответствии со статьей 126 Трудового кодекса РФ может выплачиваться вне зависимости от того, увольняется работник или продолжает осуществлять трудовую деятельность. ЕСН следует начислять на такую выплату также независимо от факта увольнения работника. А НДФЛ такая выплата облагается и в настоящее время.

– В законопроекте сказано, что налогоплательщик должен будет сам заплатить НДФЛ только в том случае, если он получил подарок от другого физического лица. Означает ли это, что в 2008 году исчислить НДФЛ налогоплательщик должен самостоятельно, независимо от того, от кого получен подарок – от юридического лица, предпринимателя или физического лица?

– Да. Напомню, что до 1 января 2008 года при получении подарков от организаций и индивидуальных предпринимателей обязанность по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ была возложена на этих лиц. В целях уточнения порядка уплаты налога в подпункте 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса предлагается установить обязанность налогоплательщиков декларировать и уплачивать НДФЛ с доходов, полученных в порядке дарения только при получении таких доходов (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

– Будут ли внесены какие-либо изменения в налоговые ставки по НДФЛ? Иными словами, планируется ли вновь ввести прогрессивную шкалу по этому налогу?

– Нет, таких изменений Минфином не готовится.

Беседовали Наталия Телегина,
Сергей Шилкин