44
6 августа 2008

Существование комиссии налоговых органов

Существование комиссии налоговых органов?

– Александр Петрович, в работе ФНС России много нареканий вызывают административные методы воздействия – всевозможные комиссии налоговой службы. Как вы считаете, оправданны ли эти меры?

– Да. По крайней мере скажу так: это приносит результат. Благодаря деятельности комиссий по легализации зарплат улучшилось социальное положение миллионов граждан. Возьмем юг России. Еще несколько лет назад там процветала теневая экономика. А посмотрите, что происходит сейчас, например, в Краснодарском крае. Ситуация постоянно улучшается: на Кубани происходит прямо-таки повсеместное «обеление» зарплат!

Хотя, конечно, надо понимать, что все эти меры – временное явление. Довольно скоро исчезнет нужда в административных методах, в том числе в совместных комиссиях налоговой службы и администраций регионов. Вы вот представляете, чтобы на Западе, например в США, в штате Калифорния, губернатор Арнольд Шварценеггер чуть ли не выколачивал из местных работодателей повышение зарплат? Я – нет. Вот и мы со временем прекратим подобные уговоры.

– А что именно сделает владельцев компаний такими сознательными? Что поспособствует тому, чтобы они честно, до копейки, уплачивали все налоги?

– Если говорить о «зарплатных» налогах, то раскошелиться работодателей, полагаю, заставят профсоюзы. Уже сейчас в некоторых отраслях действуют соглашения, где установлен определенный уровень зарплат – его должны соблюдать все предприятия-участники. Это хорошо видно на примере такой отрасли, как металлургия. Крупные заводы уже подписали такие соглашения.

– Вернемся к административным мерам воздействия. В то время, когда вы возглавляли МНС России, комиссии тоже существовали?

– Да. Вызов налогоплательщика в инспекцию, в региональное управление или в администрацию региона – это не такая уж новая идея. В 90-е годы инспекторы тоже приглашали работодателей к себе и просили объяснить, почему так долго не выплачивается зарплата на предприятии или почему происходят массовые увольнения.

– С тех пор прошло почти десять лет. Какие изменения в работе налоговой службы вы считаете самыми положительными?

– Растет профессионализм сотрудников. Также большим достижением я считаю публикацию «Общедоступных критериев...». Это как картонные макеты инспекторов ГИБДД, которые иногда стоят вдоль дороги. Увидев их, любой нормальный водитель автоматически снижает скорость. А руководитель компании, ознакомившись с критериями, отказывается от самых одиозных схем.

– Другая интересная инициатива ФНС России: появились еще и критерии оценки деятельности самих инспекторов. За хорошую работу им выплачивают премии. Как вы считаете, не пора ли вводить еще и ответственность – административную или даже уголовную – за неправомерные дейcтвия инспекторов?

– Да, я согласен, что ответственность нужна. Механизм может выглядеть примерно так. Если сотрудник налоговой службы своими действиями нанес ущерб – например, компания не смогла вовремя расплатиться по обязательствам из-за незаконной блокировки счета, – это должно привести к двум последствиям. Во-первых, государство возмещает ущерб. Во-вторых, сам инспектор лишается своего места и права когда-либо в дальнейшем работать в налоговой службе.

– Да, сейчас многие законодатели говорят о необходимости ужесточить ответственность государственных служащих. Но пока такие меры не приняты, можно пытаться воздействовать на чиновников другими путями. Например, журнал «Главбух» уже во второй раз составляет Всероссийский рейтинг налоговых инспекций. Как вы считаете, такие инициативы могут повлиять на ситуацию?

– Да. И я отмечу такой момент: по итогам голосования лучшими стали те регионы, где УФНС возглавляют опытные и высококвалифицированные специалисты. Я лично знаю многих из них, могу подтвердить – они настоящие профессионалы. Думаю, такой результат подтверждает объективность рейтинга, проведенного журналом «Главбух».

– Теперь поговорим о налоговом законодательстве в целом. Какими законопроектами вы, как член Совета Федерации, занимаетесь в данный момент?

– Мы разрабатываем поправки, которые сблизят бухгалтерский и налоговый учет. Сейчас у бухгалтеров появляется много работы, по сути дела, совершенно ненужной, из-за того, что для руководителей и учредителей бухгалтерия готовит одни данные, а для налоговых органов – другие. Добавим, что крупные компании еще и ведут учет по МСФО. Получается, одну и ту же процедуру надо отразить трижды! Мы предлагаем создать универсальный бухгалтерский учет, подходящий также для налоговых целей, причем максимально приблизить его к МСФО.

– Какие случаи из работы главным налоговиком страны запомнились вам больше всего?

– Честно говоря, меня всегда, с одной стороны, восхищали, а с другой – удивляли некоторые наши «великие комбинаторы». Многомиллионные схемы рушились из-за жадности, которая порождала совершенно глупые нестыковки. Например, такой случай: компания якобы производила и продавала в московские магазины детские игрушки. Все материалы для производства закупались с 18-процентным НДС, а сами игрушки продавались с НДС по льготной ставке 10 процентов. Таким образом, налогоплательщик постоянно заявлял крупные суммы НДС к возмещению. В какой-то момент инспекторы, заподозрив неладное, провели определенные расчеты. Оказалось, что такое количество игрушек просто не поместилось бы в магазинах Москвы, даже если эта компания была бы единственным поставщиком на всем рынке!

Беседовала Наталия Телегина