187
28 мая 2008

Снижение рисков «валютных» штрафов

Снижение рисков «валютных» штрафов является одним из приоритетов работы любой компании. Проверять валютные операции стали гораздо чаще. Это связано с облегчением обмена данными между контролирующими ведомствами. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Кто может проверить валютные операции

Правила, по которым проводят валютные операции, приведены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». А ответственность за валютные нарушения установлена в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Проверить, соблюдает ли компания валютное законодательство, могут представители нескольких ведомств. А именно:
– банка;
– таможенной службы;
– налоговой инспекции;
– подразделений Росфиннадзора;
– некоторых других органов (Внешэкономбанка, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. п.).

Контролеры из этих ведомств уполномочены требовать необходимые для проверки документы и составлять протоколы о нарушениях (подп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 22 и 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выносить окончательные решения о штрафах за «валютные» нарушения вправе лишь подразделения Росфиннадзора (ст. 23.60 КоАП РФ). Поэтому для остальных ревизоров проверка заканчивается передачей документов в это ведомство.

Долгое время эти правила были лишь теоретическими. На практике же механизм обмена данными между ведомствами налажен не был. Поэтому информация о нарушениях зачастую до Росфиннадзора просто не доходила. Благодаря этой неразберихе многим компаниям удавалось избежать штрафов даже в самых «криминальных» случаях.

Четкий порядок взаимодействия между ведомствами был установлен только к концу прошлого года. Таким образом, возможность полноценно контролировать валютные операции появилась у чиновников только в 2008 году. Разберемся, по каким правилам они будут ее вести.

Какие валютные нарушения грозят наказанием

Банки узнают о многих нарушениях автоматически

Больше всего информации о валютных нарушениях у банков. И это неудивительно. Ведь большинство валютных операций компании могут проводить только через кредитные организации. Которые в свою очередь являются агентами валютного контроля. А значит, обязаны проверять, соблюдают ли их клиенты валютное законодательство.

В частности, банки всегда требуют, чтобы организации-резиденты предоставляли им все необходимые документы по внешнеторговым расчетам. И если бумаги составлены с ошибками, в проведении валютной операции могут отказать. Это следует из пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и пункта 2.1 Положения Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П.

О многих валютных нарушениях банки узнают автоматически. Например, от кредитной организации невозможно скрыть, что иностранный партнер не вовремя перечислил оплату по договору. Или, опоздав с отгрузкой, не вернул в установленный срок полученный аванс. То же самое можно сказать и о ситуации, когда валютная выручка поступила на счет раньше, чем российская компания оформила паспорт сделки.

Все данные о валютных нарушениях клиентов банки фиксируют в своих внутренних документах. Раньше зачастую на этом все и заканчивалось. Дело в том, что никакого документа, обязывающего передавать эти сведения в подразделения Росфиннадзора, не существовало. Ситуация изменилась лишь в прошлом году – с появлением положения Банка России от 20 июля 2007 г. № 308-П, постановления Правительства РФ от 7 февраля 2007 г. № 80 и Соглашения между Банком России и Росфиннадзором от 15 августа 2007 г. (оно опубликовано на официальном сайте Росфиннадзора ).

В соответствии с этими документами банки стали ежемесячно сообщать о нарушениях клиентов в территориальные учреждения Банка России. А Банк России начал ежемесячно передавать эти данные в Росфиннадзор.

Таможенники специализируются на внешнеторговых сделках

Таможенная служба уполномочена контролировать валютные операции, которые связаны с перемещением товаров через границу (ст. 403 Таможенного кодекса РФ). В рамках этой деятельности сотрудники таможни прежде всего проверяют:
– достоверны ли данные, которые экспортеры и импортеры указали в таможенных декларациях;
– правильно ли оформлены документы по внешнеторговым договорам;
– соблюдает ли компания правила проведения внешнеторговых сделок.

Порядок, по которому проводятся такие ревизии, установлен в письме ФТС России от 12 июля 2007 г. № 01-06/25927. Как правило, под особый контроль попадают сделки на крупные суммы.

Обнаружив, что компания нарушила валютное законодательство, сотрудники таможни в семидневный срок информируют об этом вышестоящее начальство (приказ Федеральной таможенной службы от 28 декабря 2007 г. № 1647). Если факт нарушения подтверждается, таможенники оформляют протокол. Перечень должностных лиц, которые уполномочены это делать, приведен в приказе ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198.

По итогам каждого квартала таможенная служба передает сведения обо всех составленных протоколах в Росфиннадзор (Соглашение Росфиннадзора № 06-30/21 и ФТС России № 01-48/9 от 15 августа 2005 года).

Налоговые инспекции получили подробную инструкцию

Налоговые инспекторы вправе проверять любые валютные операции. Тем не менее раньше налоговики приходили с такими проверками нечасто. Причина проста – у сотрудников инспекций, как правило, не хватает необходимых для этого знаний.

Однако ФНС России пытается это исправить. Например, в конце прошлого года налоговая служба снабдила своих подчиненных специальным внутренним документом. В нем чиновники рекомендуют инспекторам проверять валютные операции не только в ходе отдельных проверок, но и одновременно с камеральными и выездными проверками по налогам.

Информация о мероприятиях валютного контроля обязательно должна быть указана в решении о назначении проверки. Если это условие не будет соблюдено, составленный налоговиками протокол нарушения будет недействительным.

Перечень документов, которые инспекторы вправе требовать у компаний в ходе валютных проверок, приведен пункте 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Однако ФНС России рекомендует своим подчиненным запрашивать эти же документы еще и у других агентов валютного контроля. Например, у банков и таможенной службы. Банки обязаны предоставлять налоговикам такую информацию на основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. А таможенники – в соответствии с Соглашением о сотрудничестве ФНС России и ФТС России от 14 июля 2005 года.

Сведения о предполагаемых нарушениях налоговики обязаны передавать в Росфиннадзор в течение семи дней (Соглашение Росфиннадзора № 43-01-06-23/1430 и ФНС России № САЭ-25-06/4@ от 3 мая 2006 года). Причем независимо от того, оформлен к этому времени протокол или нет! Информацию о составленных протоколах нарушений инспекторы предоставляют в Росфиннадзор отдельно. Она поступает в это ведомство раз в три месяца, в течение 45 дней по истечении каждого квартала.

Росфиннадзор запланировал на 2008 год самостоятельные проверки

Представители Росфиннадзора могут прийти с проверкой по двум причинам:
– к ним поступила информация о нарушениях компании от банка, таможенников или налоговиков;
– наступил срок плановой проверки.

На каких предприятиях намечены проверки Росфиннадзора, можно узнать из Плана деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2008 год. Он опубликован на официальном сайте этого ведомства.

Плановые ревизии Росфиннадзор проводит, как правило, не чаще чем один раз в два года. В этом году контрольные мероприятия намечены на предприятиях, которые занимаются:
– оптовой и розничной торговлей;
– ремонтом автомобилей, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
– текстильным и швейным производством;
– производством пищевых продуктов, включая напитки, и табака.
– производством и распределением электроэнергии, газа и воды;
– научными исследованиями и разработками;
– добычей топливно-энергетических полезных ископаемых;
– рыболовством и рыбоводством;
– обработкой древесины и производством изделий из дерева.

Проверки Росфиннадзора бывают как выездными, так и камеральными.

Однако на практике с личными визитами сотрудники этого ведомства приходят редко. Чаще всего они просто присылают на имя директора письмо, в котором сообщают период проверки, а также перечень запрашиваемых документов. Там же указывают и срок их предоставления. Имейте в виду – он должен составлять не меньше семи рабочих дней (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

В ходе проверки Росфиннадзор может запросить дополнительные данные о компании у агентов валютного контроля – банков, таможенной службы и налоговиков. Эти ведомства предоставят необходимую информацию в течение 20 дней.

Когда проверка окончена, чиновники присылают вызов на ознакомление с материалами дела. Как правило, обстоятельства выявленных нарушений в них не приводят. А лишь называют пункт статьи 15.25 КоАП РФ, по которой хотят предъявить штраф. Если компания со штрафом не согласна, она вправе представить доказательства своей правоты. Сделать это нужно до того, как будет составлен протокол нарушения.

Как Росфиннадзор выносит решение о штрафе

Все протоколы валютных нарушений в конечном итоге оказываются в Росфиннадзоре. Независимо от того, каким ведомством они были составлены.

Получив такой протокол, чиновники назначают время, в которое будет рассмотрено дело об административном правонарушении. И сообщают об этом представителям организации.

В установленный день сотрудники территориального отделения Росфиннадзора проверяют, правильно ли составлен протокол и подтвержден ли он материалами дела. При этом чиновники должны учесть все представленные компанией доказательства и объяснения. Как те, которые она предъявляла до составления протокола, так и новые. Представители организации могут принести их непосредственно на рассмотрение дела.

Если информация о нарушении подтверждается, чиновники выносят постановление о назначении административного наказания. Уплатить штраф компания должна в течение 30 дней со дня, в который постановление вступит в силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Когда штраф можно обжаловать

Если вы со штрафом не согласны, его можно обжаловать – как в судебном, так и во внесудебном порядке (в вышестоящей инстанции Росфиннадзора). Подать жалобу нужно успеть в течение 10 суток со дня, когда вам вручат постановление о штрафе. Вот по каким причинам штрафы отменяют чаще всего.

Истек срок исковой давности. Хранить валютные документы положено в течение трех лет (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Поэтому проверить валютную деятельность компании могут именно за этот период. Но даже если они будут свидетельствовать о нарушениях, вовсе не факт, что компания или должностные лица действительно должны быть оштрафованы.

Дело в том, что срок давности по валютным нарушениям составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ). При этом большинство из них длящимися (то есть растянутыми во времени) не являются. Это означает, что решение о штрафе по ним может быть принято не позднее чем через год с даты, когда нарушение было совершено.То есть во втором полугодии 2008 года компании грозят штрафы лишь за те нарушения, которые допущены во втором полугодии 2007 года и первом полугодии 2008 года. Если проверяющие нарушат эти сроки, у вас есть высокий шанс оспорить штраф в суде.

К недлящимся нарушениям относятся все ситуации, когда компания не выполнила в срок какую-то свою обязанность (п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Например, не обеспечила поступление на расчетный счет валютной выручки по внешнеторговому контракту (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 ноября 2007 г. № А56-34829/2006).

Компания в нарушении не виновата. Как известно, привлечь компанию к ответственности можно, только если доказана ее вина (п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Внимание! Подробнее о том, как импортеру избежать штрафа за недобросовестного партнера, читайте в журнале .

В некоторых ситуациях избежать ответственности можно, сославшись на это правило.

Допустим, компанию обвиняют в нарушении из-за того, что ее иностранный партнер вовремя не перечислил деньги по договору. В этом случае главная задача представителей организации – продемонстрировать, что они предприняли все усилия, чтобы это предотвратить. Например, собрали информацию о надежности и репутации контрагента, предусмотрели в контракте неустойки, вели активную переписку, предъявляли официальные претензии и т. п.

О том, что, выявляя нарушения, проверяющие должны учитывать эти обстоятельства, свидетельствует, во-первых, письмо Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. № 01-11/217. А во-вторых, арбитражная практика. Пример, когда компания добилась отмены штрафа, доказав свою невиновность, – постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. № А56-30586/2005.

И все же заметим, что на практике арбитражные судьи принимают такие решения не всегда. Иногда они расценивают подобные действия не как отсутствие вины, а как смягчающие обстоятельства. И соответственно, не отменяют административный штраф, а назначают его по нижней планке (пример – постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-2/5545).

Нарушение является малозначительным. В некоторых случаях в суде можно аппелировать и к тому, что совершенное компанией валютное нарушение является малозначительным. Существуют примеры, когда этот довод помогал избавиться от штрафа в полной сумме. Один из них – постановление ФАС Уральского округа от 27 декабря 2007 г. № Ф09-10726/07-С1. В нем судьи отменили штраф, предъявленный компании за то, что ее иностранный партнер опоздал с отгрузкой и вовремя не вернул аванс. Вынося решение, судьи приняли во внимание, что компания допустила нарушение впервые и без прямого умысла, а само оно не повлекло за собой никаких негативных последствий.

Рейтинг валютных нарушений: за какие валютные нарушения компании штрафуют чаще всего?

Рейтинг незаконных штрафов: в каких ситуациях валютные штрафы предъявляют незаконно?