5510
27 октября 2015

Рамочный и абонентский договор

Рамочный договор

Рамочный договор называют еще договором с открытыми условиями. В таком договоре компании определяют только общие условия сотрудничества. Затем эти условия детализируются в конкретных договорах.

Чем рамочный договор отличается от предварительного? Рамочный договор не содержит существенных условий будущих договоров. А в предварительном договоре обычно прописывают такие условия.

Кроме того, если контрагент отказывается подписать конкретный договор, о заключении которого стороны договорились в предварительном договоре, его можно обязать это сделать в судебном порядке. При рамочном договоре обязать контрагента заключить конкретный договор не получится.

Пока у сторон есть лишь рамочный договор, но нет конкретного договора поставки, например спецификаций или заявок покупателя, он не вправе требовать отгрузить товары, а поставщик — перечислить оплату (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Уточнение. Рамочные договоры носят долгосрочный характер. Ошибочно их называют договорами поставки. Например, когда поставщик должен отгрузить продукцию, которая определена в спецификациях или заявках покупателя. На самом деле такой договор является рамочным. Ведь существенными условиями поставки являются наименование и количество товаров (п. 3 ст. 455 ГК РФ). А они в подобном договоре еще не определены. Настоящий договор поставки будет заключен, когда стороны оформят спецификацию.

Отношения сторон в данном случае регулируются договорами двух уровней:

При этом отдельные договоры необязательно оформлять в виде единого документа, подписанного сторонами. Договор можно заключить другим способом: одна компания направляет оферту. А другая организация акцептует эту оферту. К примеру, покупатель направляет заявку, которая считается офертой. А поставщик отгружает указанные в этом документе товары, что является акцептом.

Таким образом, договором поставки будут считаться применяемые в совокупности рамочный договор и документ, содержащий условия конкретной отгрузки (спецификации, заявки, накладные и т. д.).

В рамочном договоре нужно зафиксировать следующие условия.

1. Условия, которые будут применяться ко всем последующим поставкам товаров. Например, требования к качеству товаров, порядок приемки продукции, штрафы и пени за нарушение условия договора. Кроме того, можно установить фиксированную цену товаров, которая не будет изменяться в течение определенного периода. И приложить к договору прейскурант поставщика, на основании которого покупатель будет формировать заявки. Также можно прописать сроки отгрузки и оплаты товаров.

Тогда компаниям уже не нужно будет согласовывать эти условия по каждой конкретной поставке.

2. Порядок согласования условий конкретной поставки. Нужно установить в договоре, каким образом стороны будут определять наименование, количество и ассортимент каждой партии товаров. Например, покупатель может направлять заявки в соответствии с прейскурантом поставщика.

При этом должно быть понятно, какой документ является офертой (заявка, счет, спецификация и т. д.) и что является акцептом (подписанный экземпляр дополнительного соглашения, спецификации, оформление товарной накладной и т. д.). Кроме того, укажите, какая сторона должна направить оферту (например, заявку, проект конкретного договора). А также в какие сроки другая сторона обязана акцептовать оферту или направить мотивированный отказ. Пример формулировки:

«Покупатель направляет Поставщику подписанную и скрепленную печатью заявку по форме, установленной в приложении № 2 к настоящему Договору. При согласии с предложенными условиями Поставщик подписывает, скрепляет печатью принятую заявку и направляет ее Покупателю в течение 5 дней с даты получения заявки от Покупателя».

Если стороны планируют обмениваться документами по факсу или электронной почте, то необходимо прописать такую возможность в рамочном договоре (п. 2 ст. 160 ГК РФ). При этом нужно указать номера факсов и адреса электронной почты, чтобы подтвердить, что документ направлен стороной договора.

Если компании не пропишут порядок и сроки согласования условий конкретных поставок, то не исключено, что поставщик или покупатель не будут исполнять договор. Например, контрагент может затягивать рассмотрение оферты (заявок, проектов договоров).

Ведь если покупатель направит заявку во исполнение рамочного договора, то этот документ не будет обязательным, пока поставщик его не согласует. Отказ поставщика от отгрузки продукции будет означать отказ от акцепта оферты. Следовательно, в данном случае будет считаться, что компании не заключили договор. Поэтому покупатель не вправе требовать отгрузки товаров.

Однако если контрагент не выполняет рамочный договор, то компания может потребовать добросовестно вести переговоры и не отказываться от согласования условий конкретных поставок без оснований.

С 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе появились нормы об ответственности за недобросовестное ведение переговоров. Кроме того, если удастся доказать недобросовестность контрагента, то можно взыскать убытки, связанные с тем, что компания не заключила договор на приобретение товаров.

В рамочном договоре также нужно указать, что все документы, содержащие условия конкретных поставок (спецификации, накладные и т. д.), являются его неотъемлемой частью. Это подтвердит, что конкретные договоры связаны с рамочным. Следовательно, к ним должны применяться положения рамочного договора. Поэтому компания, например, вправе взыскать штраф, который прописан в рамочном договоре. Пример формулировки условий рамочного договора:

нование, ассортимент и количество товара согласовываются Сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора и подписанных уполномоченными представителями Сторон со ссылкой на настоящий Договор».

Теперь о том, как оформлять документы, которыми стороны согласовывают условия конкретного договора. То есть спецификации, дополнительные соглашения, товарные накладные и т. д.

Прежде всего, компании должны составлять именно те документы, которые указаны в рамочном договоре. Например, согласно рамочному договору условия поставки нужно согласовывать в дополнительных соглашениях или спецификациях. А на практике компании оформляют только товарные накладные. Получается, что компании не выполняют порядок согласования условий поставки, указанный в договоре. Поэтому не исключены споры с контрагентом.

Конечно, в документах должны быть указаны те условия, которые не согласованы в рамочном договоре. Как правило, это наименование, количество и ассортимент товаров.

Кроме того, документы должны содержать ссылку на рамочный договор. Иначе контрагент может посчитать, что поставки товаров являются самостоятельными сделками. Следовательно, к ним не применяются положения рамочного договора.

Так, покупатель может отказаться платить неустойку за просрочку оплаты товаров, ссылаясь на то, что договор не заключен, так как в нем не согласован предмет поставки. Ведь наименование, цена и количество товаров фигурируют только в отдельных соглашениях или других документах. Штрафы за нарушение условий договора в этих документах не прописаны. А ссылка на рамочный договор в них не указана.

Тем не менее судьи ВАС РФ высказали позицию, что в этом случае условия рамочного договора распространяются на конкретные поставки товаров. Поэтому компания вправе требовать уплатить неустойку или штраф (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165). Но чтобы не спорить с контрагентом, лучше сделать в соглашениях, спецификациях или накладных ссылку на рамочный договор. Это дополнительный аргумент в пользу того, что отгрузки относятся к основному договору. Следовательно, поставщик вправе взыскать и основной долг, и неустойку.

Абонентский договор

Абонентский договор предусматривает исполнение по требованию. Абонент перечисляет плату по договору за право требовать от исполнителя предоставить исполнение, предусмотренное в договоре (п. 1 ст. 429.4 ГК РФ). Примеры абонентских договоров — техобслуживание оборудования, потребление электроэнергии, техническая поддержка сайтов, интернет, абонементы в фитнес, консультационные услуги и т. п.

Основные признаки такого договора состоят в следующем.

Плату абонент перечисляет обычно периодическими платежами. Причем размер оплаты не зависит от объема исполнения, которое затребует абонент. Он обязан производить оплату по договору до тех пор, пока действует право требования. То есть до истечения срока действия договора или его досрочного расторжения.

Даже если абонент не воспользуется правом потребовать исполнения от другой стороны, он обязан перечислять плату, установленную в договоре (п. 2 ст. 429.4 ГК РФ). Однако это общее правило. В договоре компании могут прописать и другие условия.

Контрагент обязан предоставить исполнение в затребованном количестве, объеме либо на иных условиях, которые определяет абонент. Таким образом, особенность этого договора — независимость абонентской платы от объема затребованного и полученного абонентом исполнения.

Уточнение. Абонентский договор предусматривает, что абонент перечисляет периодически платежи за то, что исполнитель будет оказывать периодические услуги, предусмотренные договором. При этом абонент обязан платить по графику, даже если не требует эти услуги. Например, у вас лично заключен договор на обслуживание в квартире радиоточки. А вы даже не знаете, где она находится. Но платить надо до тех пор, пока вы не расторгнете этот договор с оператором связи.

К примеру, компания заключила договор с консалтинговой компанией. Согласно условиям договора компания ежемесячно перечисляет плату. При этом компания получает право получить устные или письменные консультации в количестве не более пяти в месяц. Причем перечислять плату нужно, даже если компании в каком-то месяце не потребуются консультации.

Вот мы рассмотрели, что такой рамочный и абонентский договор.