239
2 апреля 2012

Основные средства, ответы на вопросы

Какие документы подтвердят выбытие основного средства по частям

Спрашивает Надежда Залетаева,
преподаватель курсов бухучета (г. Сергиев Посад)

– Основные средства, ответы на вопросы. У компании в собственности здание, которое взято на баланс. Планируется в дальнейшем продавать это основное средство по частям, а точнее, по комнатам. Какие документы нужно составить, чтобы сделки по выбытию ОС по частям правильно отразились в бухгалтерском учете?


Отвечает Екатерина Шестакова
,
эксперт «Аудиторской фирмы “Бизнес-Студио”»

– Отношения продавца с контрагентами оформляются договорами купли-продажи. К договору может прилагаться передаточный акт в свободной форме, в котором перечисляются все недостатки передаваемого имущества. В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ государственная регистрация перехода права собственности к новому собственнику по договору купли-продажи недвижимости осуществляется на основании заявления сторон договора. Сроки, в течение которых должны быть представлены документы на госрегистрацию, законодательством не установлены, поэтому все зависит от покупателя и продавца. В то же время, если одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о вынесении решения о государственной регистрации. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 551 ГК РФ.

Спорным является вопрос определения стоимости частей основного средства, тех же комнат. Ведь по данным бухгалтерского учета определяется стоимость всего здания, находящегося на балансе. Кроме того, балансовая стоимость может отличаться от рыночной стоимости. Для определения стоимости привлекают независимого оценщика.

Перечислю, какие документы для бухучета применяют при работе с основными средствами. Передача оформляется актами по формам № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б. Этими документами оформляется любая операция поступления основных средств в организацию по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и т. д. При приемке одного основного средства, кроме здания, используется форма № ОС-1, при приемке группы объектов – форма № ОС-1б. При постановке на учет зданий и сооружений применяется форма № ОС-1а. Эти документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика по крайней мере в двух экземплярах, к акту прилагается техническая документация по объекту.

Если основные средства не требуют монтажа, то эти документы оформляются в момент приобретения, а если необходимы монтажные работы, то эти формы заполняются после приема ОС из монтажа и сдачи в эксплуатацию. После того как акты оформлены, данные заносятся в инвентарные карточки № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б.

В бухучете по дебету счета 91 надо отразить списание остаточной стоимость и затраты, которые связаны с выбытием. По кредиту счета 91 – сумму износа, выручку от продажи, стоимость оприходованных ценностей. Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет, например 01-В «Выбытие основных средств», на котором учитывают части основных средств.

Как оформить объединение или укрупнение основных средств

Спрашивает Светлана Зотеева,
главный бухгалтер (г. Чистополь)

– Как бухгалтеру правильно оформить укрупнение или объединение нескольких основных средств в одно в учете? Мы планируем переделывать часть производственной линии. И нам скоро потребуется заниматься этим вопросом.


Отвечает Артем Перегудов
,
к. э. н., ведущий аудитор ICGM

– В законодательстве не закреплена форма документа или регистра, которая бы отражала процедуру укрупнения или объединения нескольких основных средств в одно. Компания имеет право самостоятельно разработать формы необходимых документов. То же касается и налоговых регистров: они должны содержать дату составления, наименование операции и ее измерители в денежном и, если необходимо, в натуральном выражении. Надо определить и закрепить в учетной политике перечень и содержание используемых форм и регистров налогового учета. Операция по объединению или укрупнению ОС может быть оформлена бухгалтерской справкой. Главное, чтобы документ отражал объединение первоначальной стоимости, суммы накопленной амортизации, а также установленный укрупненному объекту срок полезного использования.

Как провести в учете передачу участка в качестве вклада в уставный капитал

Спрашивает Наталья Кочнева,
зам. главного бухгалтера (г. Березовский)

– Организация, единственный учредитель другой компании, увеличивает уставный капитал за счет земельного участка. Его рыночная оценка выше стоимости в налоговом и бухгалтерском учете. Как правильно это отразить в учете?


Отвечает Дмитрий Карев
,
операционный директор ООО Acsour

– Вопрос учета земельных участков в учете всегда был сложным из-за разных видов стоимости данного актива. Законодатели предприняли ряд шагов, направленных на устранение противоречий в законодательстве. В частности, приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н были внесены изменения в Методуказания по бухгалтерскому учету основных средств, которые разрешили производить переоценку земельных участков. Однако некоторое время существовала неясность в вопросе налогового учета такой переоценки. Впоследствии Минфин выпустил ряд писем, в которых выразил однозначное мнение о том, что результат изменения стоимости земельного участка – как положительный, так и отрицательный – не влияет на доходы и расходы организации для целей налогового учета. Посмотрите письма Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/544 и от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/412. Таким образом, оптимальным вариантом передачи земельного участка в качестве вклада в уставный капитал является его первичная переоценка с целью доведения до рыночной стоимости, а затем передача в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества. Проводки у организации, передающей земельный участок:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83
– дооценка стоимости земельного участка, числящегося на балансе;

ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 01
– отражена передача земельного участка в уставный капитал учрежденного общества по переоцененной стоимости.

Проводки у компании, получающей вклад в уставный капитал, будут выглядеть так:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80
– отражена задолженность организации по вкладу в уставный капитал в соответствии с решением учредителя;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75
– отражена передача земельного участка в качестве вклада в уставный капитал общества;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– земельный участок принят как объект основных средств.