1221
16 октября 2015

Заявление на увольнение без даты: насколько это законно

Заявление написано при приеме на работу

В некоторых организациях установлено внутреннее правило, что при приеме на работу сотрудник пишет два заявления – о приеме в штат и заявление на увольнение без даты.

Так, в одном из арбитражных дел выяснилось, что водитель, устраиваясь на работу в общество 22 января 2010 года, написал сразу два заявления (апелляционное определение Ростовского областного суда от 4 октября 2012 г. № 33-11587).

12 марта 2012 года он, как обычно, вышел на работу, однако на утренней планерке механик предложил ему написать заявление об увольнении по собственному желанию, пояснив, что решение о его увольнении принято директором и что на его место уже взят на работу в качестве водителя другой человек. И хотя водитель отказался написать такое заявление, 15 марта 2012 года он был уволен на основании старого заявления с открытой датой.

Суд установил, что с приказом об увольнении водитель был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в указанном документе и сделанная здесь же запись о том, что он не согласен с приказом.

Заявление об увольнении было подписано водителем при приеме на работу, иных заявлений об увольнении по собственному желанию он не писал.

Суд решил, что поскольку в заявлении отсутствуют дата его составления и дата, с которой водитель просит его уволить, работодатель обязан был соблюдать положения части 1 статьи 80 Трудового кодекса РФ.

Так, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.

Причем исчислять этот срок нужно на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Иными словами, даже если предположить, что заявление об увольнении по собственному желанию работник написал 13 марта 2012 года, то его никак не могли уволить уже 15 марта.

В силу части 2 статьи 80 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении исключительно по соглашению между работником и работодателем.

В данном случае такого соглашения достигнуто не было.

Ведь в заявлении водителя отсутствует не только дата составления документа, но и дата, с которой работник просит его уволить.

Само по себе обращение работника с иском в суд, заявленное им требование о восстановлении на прежней работе как раз свидетельствует о том, что он не согласен с действиями работодателя, желает продолжить работу, а его увольнение ранее, чем истек двухнедельный срок предупреждения работодателя, не может быть признано законным.

Как разъяснено в подпункте «а» пункта 22 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо, в случае когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности увольнения водителя.

В другом случае, узнав, что продавец реализовала алкогольные напитки после 22 часов, работодатель также достал уже давно готовое заявление об увольнении без даты и дал ему ход. В результате продавец была уволена по собственному желанию.

Ленинградский областной суд (определение от 18 октября 2012 г. № 33а-4591/2012) установил, что заявление на увольнение действительно было написано лично, подлинность подписи не оспаривалась, однако заявление не содержит дату увольнения, дату написания заявления, из чего нельзя сделать вывод о желании продавца уволиться.

На этом основании работница была восстановлена в фирме с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула и компенсацией морального вреда.

Еще в одном случае менеджер организации написала заявление на предоставление ей одного дня без сохранения заработной платы для посещения клиники в связи с беременностью.

После этого директор общества предложила ей написать заявление об увольнении без даты, заверив, что устроит ее на работу в другую фирму. Менеджер, не ожидая обмана со стороны директора, подписала заявление. На этом основании 13 февраля 2012 года она была уволена по собственному желанию.

Приморский краевой суд установил, что в заявлении об увольнении менеджера дата, с которой она просила ее уволить, дописана после написания самого текста заявления, после точки. Поэтому арбитры признали увольнение незаконным (определение от 8 августа 2012 г. № 33-6871).

Заявления потребовали с уже работающих

Иногда случается, что новый руководитель начинает требовать заявление об увольнении от уже давно работающих сотрудников.

Например, 17 ноября 2009 года на плановом совещании в администрации Карачаевского городского округа мэр потребовал у руководителей отделов мэрии и руководителей муниципальных предприятий написать заявление об увольнении с занимаемых должностей по собственному желанию, а также заявление о приеме на работу без указания даты.

Главврач МЛПУ «Карачаевская центральная городская и районная больница», занимавший эту должность с 1995 года, написал два заявления: об увольнении и о приеме на работу без указания даты, которые были вручены управляющему делами администрации.

В течение последующих месяцев он продолжал работать, вопрос о его увольнении не поднимался, мэром распоряжение об увольнении не выносилось, распоряжение главврачу больницы не вручали.

Однако 2 февраля 2010 года мэр ознакомил главврача с распоряжением от 29 января 2010 года о его увольнении. Уволенный обратился в суд, заявив, что все написанные им заявления не содержат его желания уволиться с занимаемой должности, они написаны под нажимом со стороны мэра.

Суд установил, что фактическое увольнение главврача произведено на основании заявления, написанного за три месяца до издания распоряжения мэром. В то время как статьей 80 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается. В данном случае главврач с октября 2009 года по 29 января 2010 года продолжал исполнять свои обязанности. Поэтому Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики кассационным определением от 5 мая 2010 г. № 33-307/10 признал распоряжение мэра незаконным. Неправомерное увольнение с работы может быть оспорено через суд.

М.Ф. Мертешев,

консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения