335
1 апреля 2008

Нормы естественной убыли при перевозке овощей

Различие норм в зависимости от вида транспорта

Новые нормы утверждены приказом Минсельхоза России и Минтранса России от 14 января 2008 г. № 3, № 2. Они должны применяться при транспортировке овощей и бахчевых культур различными видами транспорта:
 автомобильным картофеля, белокочанной капусты, корнеплодов, репчатого лука, чеснока, зеленных культур, а также плодовых овощей, таких как огурцы, томаты, перец сладкий и горький, баклажаны, кабачки, и бахчевых культур (арбузов, тыквы, дыни);
 железнодорожным раннего и позднего картофеля, белокочанной капусты, моркови, репчатого лука, плодовых овощей (огурцов, томата, баклажанов), сахарной свеклы, бахчевых культур (арбузов, дынь);
 речным и морским томатов, капусты, лука, чеснока и остальных овощей свежих.

Перевозка автомобильным транспортом

Итак, при перевозке автомобильным транспортом естественная убыль овощей должна учитываться в соответствии с используемым типом транспорта (грузовые автомобили и авторефрижераторы), расстоянием транспортировки и способом перевозки (навалом или в таре). Причем при определении норм для списания убыли картофеля, белокочанной капусты, корнеплодов, репчатого лука, чеснока и зеленных культур учитываются и периоды года, в которые производится перевозка продукции осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября).

Перевозка железнодорожным транспортом

В том случае, если овощи перевозят железнодорожным транспортом, норма их естественной убыли будет зависеть от продолжительности перевозки. Для белокочанной капусты и картофеля на этот показатель влияют и сроки созревания (например, у картофеля раннего и позднего нормы убыли при перевозке железнодорожным транспортом разные). Транспортирование овощей (огурцов, томата, баклажанов) допускается только в рефрижераторных вагонах, при этом для томата нормы потерь за первые трое суток пути разграничены по степени спелости плодов.

Овощи перевозят речным транспортом

При перевозке томатов таким видом транспорта предусмотрено нормирование убыли массы в зависимости от степени спелости плодов (молочные, бурые, розовые) и продолжительности перевозки. До 5 суток включительно нормы естественной убыли установлены за весь период нахождения в пути, свыше 5 суток за каждые сутки с учетом степени спелости плодов. При этом лимитированы и предельные сроки перевозки 16, 14 и 12 суток соответственно. Для остальных овощей, перевозимых речным и морским видом транспорта с установленным предельным сроком 20 суток, нормы убыли при перевозке исчисляются за весь период.

Увеличение или уменьшение норм естественной убыли

Допускается увеличение или уменьшение норм естественной убыли. Так, нормы увеличиваются при перевозке ранних овощей автомобильным транспортом. А вот для поздних корнеплодов, средне- и позднеспелой капусты указанные нормы снижаются.

Расчет и списание естественной убыли

Нормы естественной убыли установлены в процентах к массе нетто. Однако эти нормы не действуют при потере, образующейся вследствие порчи продукции из-за несоблюдения установленных технических условий (стандартов) и , повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары). В заключение напомним, что учет и списание убыли продукции производятся на основе соответствующего расчета, сделанного по данным инвентаризации.