90
28 октября 2008

В сельхозорганизации открыли медпункт

Для чего необходимо создание медпункта?

Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Об этом сказано в статье 223 Трудового кодекса РФ. В этих целях работодатель по установленным нормам должен:
– оборудовать помещение для оказания работникам медицинской помощи;
– создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

То есть основная цель создания медпункта – оказание работникам первой (доврачебной) медицинской помощи. Например, перед отправкой в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, травматологический пункт и т. п.). Кроме того, медпункты и здравпункты проводят мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных на:
– создание безопасных условий труда;
– предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний;
– обеспечение сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций;
– поддержание чистоты и порядка.

Налоговый учет расходов медпункта

Покупка медикаментов. Расходы на приобретение медикаментов сельскохозяйственная организация может учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Затраты на оплату труда. Суммы, истраченные на оплату труда персонала медицинских пунктов организации, следует учитывать в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса РФ. При этом напомним, что расходы на уплату ЕСН включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание – подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Содержание помещения, покупка инвентаря. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, которые находятся непосредственно на территории данной организации.

Однако Минфин России уточнил: расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, могут признавать в налоговом учете только организации с вредными или тяжелыми условиями труда.

Причем в том случае, если для них содержание таких здравпунктов обязательно и является необходимым условием для осуществления деятельности (см. письмо Минфина России от 21 июня 2005 г. № 03-03-04/1/20).

К сожалению, как показывает практика, налоговых споров с признанием затрат на содержание медпункта немало. Ведь налоговики требуют доказательств того, что организация медицинского пункта связана с тяжелыми или наносящими вред здоровью работников условиями труда.

Анализ арбитражной практики

Арбитражные суды относят затраты на содержание медсанчасти к прочим производственным расходам независимо от условий труда в организации. Свою точку зрения они аргументируют следующим образом: довод налогового органа о том, что расходы по содержанию здравпункта могут быть учтены только в случае его создания на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда, не может быть принят во внимание. Ведь подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ такого условия не содержит (см. постановление ФАС Центрального округа от 9 ноября 2006 г. № А08-11753/05-25).

А вот ФАС Московского округа в постановлении от 17 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/7292-06 пришел к выводу о неправомерности действий налоговиков по доначислению налога на прибыль на суммы амортизации по медицинскому оборудованию, находящемуся в медпункте. По мнению судей, износ, исчисленный по медицинскому оборудованию, нельзя классифицировать в качестве затрат на проведение мероприятий по охране здоровья, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе.

Ведь затраты на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся на территории организации, отнесены к расходам, связанным с производством. Кроме того, обязанность по оборудованию помещений для оказания медицинской помощи возложена на работодателя Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, суммы амортизации основных средств, находящихся в медпункте, можно признать в налоговом учете. Отметим, что аналогичная позиция высказана судьями в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2007 г. № А66-17937/2005.

Как поступить на практике

Итак, признавать ли расходы на создание медпункта в налоговом учете, сельхозорганизация решает самостоятельно.

Однако следует помнить, что при отнесении таких затрат в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, могут возникнуть споры с налоговиками. И в этом случае нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде. Доводы, приведенные в материале, в этом помогут.

Что считается вредным и опасным фактором работы?

Практически во всех отраслях сельского хозяйства применяются в производстве вещества, перечень которых приведен в приказе Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Работа с ними признается вредным и (или) опасным производственным фактором, при котором работники должны проходить предварительный и (или) периодический медосмотр.

К такой категории могут относиться:
– ветеринарная служба (работа с реагентами);
– свиноводство, птицеводство и т. п. (работа с отходами производства);
– котельные (испарения);
– электроцех (излучения).

Лица, управляющие транспортом, также должны проходить предрейсовый медосмотр.