381
25 сентября 2009

Устав общества: все требования соблюдены?

Изменился состав учредительных документов

В соответствии с новой редакцией статьи 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) единственным учредительным документом общества является устав. Учредительный договор потерял статус учредительного документа.

Следует отметить, что и само понятие «учредительный договор» исчезло из новой редакции Закона № 14-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона учредители при создании компании в форме общества с ограниченной ответственностью заключают договор об учреждении общества. Указанный документ составляется в письменной форме и определяет:
– порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
– размер уставного капитала общества;
– размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества;
– размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Согласно нормам пункта 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ, устав в новой редакции помимо прочих сведений должен содержать информацию о порядке хранения документов общества. Поскольку изменился состав документов, то, возможно, потребуется внести соответствующие корректировки в раздел устава, посвященный вопросу хранения документов.

Размер и номинальную стоимость доли в уставе можно не указывать

Теперь нет необходимости включать в устав сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Конечно, если эти сведения в уставе останутся и после 1 января 2010 года, то ничего страшного не произойдет. Ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие законодательству.

Но все же целесообразно исключить эти положения из учредительного документа. Ведь в противном случае при каждом изменении состава участников или размера доли любого из них придется вносить изменения в устав и регистрировать новую редакцию. Ведь согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 14-ФЗ, изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации.

Органы общества и их компетенция

Претерпела изменения и статья 33 Закона № 14-ФЗ, которая определяет компетенцию общего собрания участников. Если раньше пункт 2 указанной статьи определял вопросы, которые относятся к исключительной компетенции высшего органа общества, то теперь слова «исключительная» в тексте пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ нет.

С 1 июля 2009 года только отдельные позиции списка полномочий общего собрания участников не могут быть отнесены уставом к компетенции иных органов управления обществом. Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗстатья 33 Закона № 14-ФЗ дополнена абзацем соответствующего содержания. Так, другим органам общества не могут быть переданы следующие вопросы:
– изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;
– избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
– утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
– принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
– принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
– назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.

Эти изменения следует обязательно учесть. И не забудьте отредактировать соответствующий раздел устава, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ устав должен содержать сведения о компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников.

По-новому изложены нормы, определяющие компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ). Поэтому если изначально уставом общества было предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), то необходимо будет внести в устав соответствующие корректировки, касающиеся компетенции данного органа управления.

Выход участников из общества

Согласно изменениям, внесенным в пункт 1 статьи 26 Закона № 14-ФЗ, с 1 июля 2009 года право выхода предоставляется участникам исключительно уставом. Если он таких положений не содержит, то участник не вправе выйти из общества.

До 1 января 2010 года внесение в уставы ранее созданных обществ изменений, предусматривающих право участника выйти из общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому 3/4 голосов от общего числа голосов участников общества. Основание – статья 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ.

Впоследствии будут действовать нормы пункта 1 статьи 26 Закона № 14-ФЗ, согласно которым право участника общества на выход из общества может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в устав. Такое решение должно быть принято всеми участниками общества единогласно на общем собрании. Так что к вопросу внесения подобных условий в устав необходимо будет подойти крайне внимательно.

Если принято решение предусмотреть в новой редакции устава возможность выхода из общества его участников, то сведения о порядке и последствиях такого выхода следует включить в устав с учетом всех изменений.

Переход доли в уставном капитале

Согласно ранее действовавшим нормам законодательства уступка доли или части доли в уставном капитале общества совершалась в простой письменной форме. Согласно пункту 11 статьи 21 Закона № 14-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2009 года, сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, подлежит нотариальному удостоверению. Не забывайте, что несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность.

При внесении изменений в устав обществу необходимо будет описать процедуру перехода прав на долю или ее часть так, как это предусмотрено статьей 21 Закона № 14-ФЗ в новой редакции. Дело в том, что изменилась не только форма сделки, но и порядок ее совершения.

Ведение списка участников

Закон № 312-ФЗ возложил на общества с ограниченной ответственностью еще одну обязанность: каждое общество должно вести список участников (ст. 31.1 Закона № 14-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи в списке должны содержаться сведения:
– о каждом участнике общества;
– о размере его доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и ее оплате;
– о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.

Если список не вести, то могут привлечь к ответственности за отсутствие документа, который общество с ограниченной ответственностью обязано хранить в силу норм пункта 1 статьи 31.1 и статьи 50 Закона № 14-ФЗ (п. 2 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Штраф, налагаемый на должностных лиц, составляет от 2500 до 5000 руб., на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.

Какие формы следует использовать для подачи сведений?

Сложность, с которой сталкиваются общества, которые решили перерегистрироваться уже сейчас, состоит в том, что до сих пор нет определенности с формами для подачи сведений в инспекцию.

Как известно, для того чтобы зарегистрировать изменения в уставе, необходимо подать в налоговые органы заявление по форме № Р13001 (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439).

Однако, по мнению специалистов налоговых органов, действующая форма не отвечает требованиям Закона № 312-ФЗ. Поэтому для внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, ФНС России рекомендует использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России (письмо ФНС России от 8 июля 2009 г. № МН-22-6/548@).

Напомним: требования к оформлению документов, представ-ляемых в регистрирующий орган, должны были быть установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Но на сегодняшний день новые формы в официальном порядке так и не утверждены.

Поэтому компаниям, зарегистрированным в форме ООО, остается выбрать один из трех вариантов:
– проигнорировать разъяснения налоговых органов и подать заявление по утвержденной Правительством РФ форме;
– воспользоваться рекомендуемыми формами;
– дождаться утверждения форм в порядке, предусмотренном законом.

Понятно, что самым осторожным является третий вариант. Правда, в этом случае организация рискует тем, что будет подавать заявление ближе к концу срока в многочисленной компании таких же осторожных бизнесменов. А в этом случае наверняка не обойдется без традиционного ажиотажа.

Есть и другие изменения

В статьи 8 и 9 Закона № 14-ФЗ, определяющие права и обязанности участников общества, внесены редакционные изменения. Так, например, вместо понятия «уступка» используется термин «отчуждение» доли. А понятие «вклад в уставный капитал» заменено понятием «доля в уставном капитале». Поэтому подвергнуть редактированию придется и этот раздел устава.

Следует внимательно проверить и другие разделы учредительного документа. Ведь если вносить изменения в устав, то стоит привести в порядок всю используемую терминологию.

По мнению автора, учитывая объем изменений, имеет смысл утвердить устав в новой редакции, а не оформлять правку в виде изменений к существующей версии устава общества.

Почему не стоит игнорировать перерегистрацию

А вот совсем игнорировать перерегистрацию или откладывать ее на следующий год, пожалуй, не стоит. Конечно, за это компанию не ликвидируют. Подобный способ воздействия на забывчивых предпринимателей законом не предусмотрен. Но если после 31 декабря 2009 года устав не будет соответствовать законодательству, то это может создавать для компании лишние трудности. Так, например, возможны проблемы в случае участия в тендере, при открытии счета в банке или при получении кредита.