133
9 июня 2010

Изменен порядок сертификации

Что изменилось

Перечни продукции, которые подлежат обязательной сертификации или декларированию, утверждены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Документ вступил в силу 14 февраля 2010 года. Изменен порядок сертификации.

Итак, теперь на определенную продукцию агрофирме необходимо иметь или сертификат, или декларацию.

Отметим, что если непосредственно процедура сертификации как таковая не претерпела существенных изменений, то декларирование вызывает массу вопросов.

Напомним, что сертификат соответствия выдается органом по сертификации производителю, продавцу, поставщику. Им подтверждается то, что продукция была проверена независимой организацией (аккредитованным органом по сертификации) и было доказано ее соответствие требованиям технического регламента либо стандарта, договора, технических условий.

А вот декларация о соответствии продукции представляет собой обязательный документ, который подтверждает, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям, которые предъявляются к ней положениями технического регламента.

Как проводится декларирование продукции

Изменен порядок сертификации. При декларировании следует указать и представить доказательные материалы, подтверждающие соответствие продукции указанным в декларации нормативным документам.

Доказательную базу могут составлять:
а) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями;
б) добровольные сертификаты на продукцию;
в) сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
г) документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (например, гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства и др.);
д) сертификаты на систему качества или производства;
е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

На основании указанных документов орган по сертификации проводит регистрацию принятой декларации о соответствии.

При наличии доказательных материалов, не в полной мере подтверждающих соответствие продукции требованиям установленных нормативных документов, орган по сертификации вправе обязать декларанта представить недостающие материалы.

Поданный организацией пакет документов должен быть рассмотрен в течение семи дней. Об этом сказано в пункте 10 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766.

Декларация о соответствии равносильна сертификату

В отличие от сертификата соответствия, выдаваемого на специально предназначенном для этого официальном бланке, декларация о соответствии оформляется на обычном листе бумаги. Здесь орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и адрес органа по сертификации, дату регистрации и регистрационный номер декларации, печать органа по сертификации и подпись его руководителя). Зарегистрированная декларация о соответствии вместе с документами, на основании которых она была принята, хранится у изготовителя (продавца, исполнителя) не менее трех лет после окончания срока ее действия.

В течение такого же срока в органе по сертификации хранятся копии зарегистрированной декларации о соответствии и сопроводительных документов.

При этом важно помнить, что декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Таким образом, процедура подтверждения соответствия документально поменяла свою форму и для части продукции начал действовать упрощенный порядок по обязательному декларированию. Тем не менее обе эти процедуры остаются обязательными.

Когда менять действующие сертификаты

В письме Роспотребнадзора от 12 февраля 2010 г. № 01/1953-0-32 разъяснено следующее. Сертификаты соответствия и декларации о соответствии, полученные либо принятые до 14 февраля 2010 года, могут представляться до окончания срока их действия независимо от схем обязательного подтверждения.

В случае окончания срока действия указанных документов обязательное подтверждение соответствия продукции должно осуществляться по правилам, которые были определены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

А постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 148 внесены изменения в постановление № 982. Теперь установлено, что ранее выданные сертификаты считаются действительными до окончания их срока. Но в пределах срока годности или срока службы продукции.

Ответственность за несоблюдение требований

Изменен порядок сертификации. Имейте в виду: административная ответственность предусмотрена как для должностных лиц, так и для самих организаций.

Так, за продажу товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии) грозит:
– для должностного лица – штраф от 4000 до 5000 руб.;
– для предприятий – штраф от 40 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.

Это установлено статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также предусмотрена административная ответственность изготовителей за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации соответствия) или без знака соответствия, а также при реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которых она сертифицирована. Ответственность установлена пунктом 2 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

В ряде случаев может ставиться вопрос о совершении преступлений в сфере нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг и по статьям 236–238 Уголовного кодекса РФ.

Отражение затрат в налоговом учете

Рассмотрим порядок учета затрат при разных режимах налогообложения.

Общий режим налогообложения

Расходы на обязательную сертификацию и декларирование при расчете налога на прибыль в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов. А вот порядок учета вызывает вопросы.

Позиция чиновников. По мнению налоговиков и финансистов, такие затраты предварительно учитываются как расходы будущих периодов и включаются в налоговые расходы в течение срока действия документа. Такой подход основан на толковании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ (см. письма Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511).

Судьи имеют иное мнение. Есть судебные решения, подтверждающие правомерность единовременного списания расходов на сертификацию (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2008 г. по делу № А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3).

Однако в случае, если налогоплательщик будет придерживаться последней точки зрения, вероятнее всего позицию придется отстаивать в суде.

Также проблемы могут возникнуть, если сельхозорганизация потратила на сертификацию (декларирование) деньги, но документ так и не получила. Так вот, налоговики на местах порой не разрешают учитывать такие расходы. Однако некоторые арбитражные суды считают иначе. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № Ф04-3764/2009(9413-А27-40) указывается, что затраты учитываются в расходах независимо от того, какое решение было принято органом сертификации (о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче).

Если организация применяет спецрежим

Организации, которые применяют «упрощенку», также могут учесть расходы на сертификацию и декларирование. Это четко следует из подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Одновременно в составе расходов учитываются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные органом по сертификации и аккредитованной испытательной лабораторией. Если организация уплачивает единый сельхозналог, то она также может учесть подобные расходы. Это предусмотрено подпунктом 35 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях расходы признаются сразу. То есть учитывать расходы в течение срока действия документа, как это рекомендуют чиновники в отношении налога на прибыль, не нужно.

В заключение отметим такой момент. В некоторых случаях организации проводят добровольную сертификацию. Ее также можно учесть в расходах. Чиновники против этого не возражают (письма Минфина России от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/137, от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/643).

Правда, сама сертификация должна быть проведена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Иными словами, она должна проводиться для подтверждения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации техническим регламентам и стандартам. При этом между сельскохозяйственной организацией и органом по сертификации заключается договор. В налоговом учете затраты на проведение добровольной сертификации нужно признавать равномерно в течение срока действия сертификата (письмо Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96).

Важно запомнить

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Затраты на получение данного документа можно признать в налоговом учете. Конечно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены.

За производство и сбыт товаров, которые не соответствуют требованиям безопасности, руководителя организации могут оштрафовать на 300 000 руб. Такая ответственность предусмотрена статьей 238 Уголовного кодекса РФ.