523
11 ноября 2015

Проверки госнадзора по труду

Проверку может организовать не любое ведомство

Соответствующие мероприятия в рамках госконтроля может проводить Федеральная инспекция труда, которая состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). Госнадзор распространяется на любых работодателей, не являются исключением и казенные учреждения.

Конкретный перечень должностных лиц, которые могут проводить такой госнадзор, включает:

Что могут проверять госчиновники

Отметим, что пунктом 4 Положения определен предмет федерального государственного надзора в сфере труда – соблюдение работодателями в процессе ведения ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (обязательные требования).

При этом в рассматриваемом Положении особо выделены такие аспекты госнадзора, как:

Виды проверок

Итак, инспекторы могут прийти в учреждение как с плановой проверкой, так и внепланово...

Плановые проверки

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще одного раза в три года. Основанием для их проведения являются ежегодные планы, разрабатываемые в соответствии с полномочиями Федеральной инспекции труда.

Внеплановые проверки

Пункт 10 Положения содержит перечень оснований для проведения внеплановой проверки:

Кроме того, в рамках Положения особо выделены обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки бюджетного учреждения также может стать приказ (или распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или Госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, который издан в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, требованием прокурора.

Особые проверки

Пунктом 11 Положения определены особенности проведения проверок организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, а также уполномоченному органу управления использованием атомной энергии (в настоящее время – государственной корпорации «Росатом»). Соответственно, можно говорить и об особенностях проверки учреждений, ведущих деятельность в данных областях. Так, в отношении названных организаций проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки. 

Особо оговорено, что проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контртеррористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий.

Сроки проведения проверок

По общему правилу, указанному в пункте 12 Положения, срок проведения каждой из проверок (и плановой, и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. Вместе с тем в данном пункте предусмотрен и ряд исключений.

Так, в отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.

Особо оговорено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен руководителем Роструда или Государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней.

А в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Также особо отмечено, что сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Полномочия инспекторов

Пунктом 13 Положения определены полномочия государственных инспекторов труда. Не будет ошибкой сказать, что во многом они являются производными от полномочий, предусмотренных в международных актах, ратифицированных Россией.

Так, государственные инспекторы имеют право:

Оформление результатов проверки госнадзора

Согласно пункту 14 Положения, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки. Решения инспекторов, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд (решения главного госинспектора труда РФ (руководителя Роструда) могут быть обжалованы непосредственно в суд).

Д.П. Звоненко,

юрист