65
29 апреля 2008

Учет расходов на банковскую гарантию

Фирма оплатила банковскую гарантию на год. Как эту сумму отразить в бухучете? Как признать затраты в налоговом учете?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» выдача банком гарантий относится к банковским операциям.

Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, признаются в бухгалтерском учете прочими расходами. В рассматриваемом случае сумму оплаты банковской гарантии следует учитывать как затраты будущих периодов на счете 97 и ежемесячно списывать в состав прочих расходов в течение срока, на который она выдана.

В целях исчисления налога на прибыль такие расходы могут быть отнесены к внереализационным и также списываться равными долями в течение действия гарантии. Основание подпункт 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Отметим, что расходы, связанные с получением банковской гарантии, являются обязательным условием при осуществлении туроператорской деятельности. Поэтому в налоговом учете они могут быть признаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). На основании статьи 318 НК РФ эти расходы признаются косвенными и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором они осуществлены. Поэтому порядок учета таких расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

В том случае, если фирма туроператор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», то на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ она может уменьшить облагаемые доходы на затраты на банковскую гарантию.

Отвечала Е.Е. ИВАНОВА,
генеральный директор
фирмы «Аудит-Контур плюс»