146
1 января 2012

Продажа туров через сайты скидок

Оформление договора

Компании – владельцы скидочных сайтов проводят для туристических фирм акции по продвижению их продуктов на рынке. В рамках договора владелец сайта размещает на нем информацию о турфирме (о предлагаемых ею турпродуктах) и продает купоны на их покупку. Точнее, купон подтверждает право физлица заключить на определенных льготных условиях (с предоставлением скидки) договор с турфирмой, которая сотрудничает с партнером – владельцем сайта. То есть обычно на сайтах предлагаются купоны, приобретение которых дает туристу только право на получение скидки при покупке тура при определенных условиях, но сам тур можно приобрести только непосредственно у туристической компании. В таком случае заключается агентский договор. По такому договору в соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса РФ одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Эти положения значительно расширяют возможные действия агента по сравнению с работой по договору комиссии. В частности, дают возможность агенту осуществлять не только фактические, но юридические и другие действия.

В данной ситуации агентом выступает организация – владелец сайта.Продажа туров через сайты скидок является достаточно специфичным. Следует учитывать много ньюансов. 
Следует помнить, что положениями договора может быть предусмотрено, что агентское вознаграждение будет удержано из сумм, полученных в оплату за купоны. Но часто владельцы сайтов устанавливают условия, при которых турфирма принимает на себя обязательства оплачивать вознаграждение, рассчитанное из количества проданных купонов, а не турпакетов, при этом размер вознаграждения не может быть меньше установленной суммы.

В таких случаях турфирма попадает в ситуацию, когда агентское вознаграждение сформировано и подлежит уплате агенту еще до того, как произошла реализация тура, а значит, нет и выручки. Кроме того, тур вообще может быть не продан, так как часть купонов не предъявляются для приобретения тура в силу разнообразных причин. Но тем не менее агентское вознаграждение является расходом турфирмы.

Работа с агентскими договорами довольно привычный метод для турфирм. Однако турагентства по таким договорам выступают обычно исполнителями. В случае же заключения договора с интернет-сайтами на реализацию купонов турагентства планируют реализовать туры, предоставленные туроператорами. Таким образом, турагенты заключают субагентские договоры. Положения субагентского договора регулируются общими положениями для агентских договоров и статьей 1009 Гражданского кодекса РФ, согласно которой агент имеет право в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. При этом следует иметь в виду, что туроператор в своем агентском договоре может ограничить право агента на заключение подобных договоров (п. 1 ст. 1009 Гражданского кодекса РФ). За свои услуги посредник берет вознаграждение (обычно определенный процент от стоимости купона). Причем, как правило, агент действует от имени и за счет туристической фирмы (принципала).

Отражение в учете

Продажа туров через сайты скидок и общая система налогообложения.
Так как сумма, поступившая от покупателя за купон, фактически является авансом, выручку в учете турфирме (принципалу) надо показать на основании отчета агента, но лишь на дату заключения договора с туристом в счет проданных купонов.

Конкретный порядок оформления купонов фиксируется в договоре, заключенном с агентом. Однако в любом случае при применении купонов происходит снижение цены реализации турпродуктов в рамках конкретной сделки, то есть скидка по купону не является расходом.

В бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи турпродуктов признается доходом от обычных видов деятельности. При этом согласно пункту 6.5 ПБУ 9/99, выручка определяется с учетом всех предоставленных договором скидок. Так как скидка предоставляется клиентам в момент продажи, то принципал сразу оформляет документы туристам (договор, кассовый чек и т. п.) исходя из цены тура с учетом скидки.

НДС также начисляется на стоимость турпродуктов, уменьшенную на сумму скидки. Удержание агентом своего вознаграждения из средств, которые подлежат перечислению принципалу, не влияет на порядок уплаты принципалом НДС по операциям, связанным с реализацией турпродуктов. Таким образом, налог турфирма рассчитывает из цены реализованных товаров (указанной в купоне), а не из фактически полученной суммы от агента. Аналогичную позицию поддерживают и налоговики (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2010 г. № 16-15/16201).

Расходы по выплате вознаграждения агенту уменьшают налогооблагаемую базу. При расчете налога на прибыль эти расходы признаются на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 254, если агентское вознаграждение выплачено по реализованным турам. А вознаграждение, выплаченное в случае, когда купоны не были предъявлены для приобретения тура и тур не был реализован, можно учесть на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. При этом не следует забывать, что для включения в расходы при налогообложении должны соблюдаться условия, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ, а именно расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Обязательным условием для документального подтверждения расходов на агентское вознаграждение является письменный отчет агента. Такая обязанность установлена статьей 1008 Гражданского кодекса РФ.

Упрощенная система налогообложения. Порядок признания в бухгалтерском учете аналогичен применяемому при общей системе налогообложения. Что касается налогового учета, то, поскольку доходы и расходы компания признает кассовым методом, у турфирмы возникнет доход в момент получения денег от агента (владельца сайта). А вознаграждение, причитающееся агенту, можно будет включить в расходы в момент его перечисления либо на дату утверждения отчета агента (или оформления акта взаимозачета). Это можно сделать на основании подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

ПРИМЕР

Турфирма ООО «Мир путешествий» реализует турпутевки и применяет упрощенную систему налогообложения.

В январе 2012 года турфирма заключила с ООО «Продвижение» агентский договор.

По условиям договора ООО «Продвижение» (агент) реализует купоны на приобретение турпутевок ООО «Мир путешествий» со скидкой 40 процентов.

Обычная цена на тур «А» составляет 30 000 руб., стоимость для покупателей по купону – 18 000 руб. Из них 2700 руб. (15%) агент оставляет себе.

За время проведения акции в рамках договора было продано 30 купонов на общую сумму 540 000 руб. Соответственно, вознаграждение ООО «Продвижение» составило 81 000 руб. (2700 руб. x 30 купонов). При этом агент перечислил турфирме 459 000 руб. (540 000 – 81 000).

Бухгалтер ООО «Мир путешествий» отразил ситуацию в учете следующим образом.

На дату представления отчета ООО «Продвижение»:

Дебет 76 Кредит 62 субсчет «Авансы полученные»
– 540 000 руб. – отражена задолженность ООО «Продвижение» по перечислению оплаты от клиентов;

Дебет 44 Кредит 76
– 81 000 руб. (2700 руб. x 30 купонов) – начислено вознаграждение ООО «Продвижение» (услуги без НДС);

Дебет 51 Кредит 76
– 459 000 руб. – поступила сумма от ООО «Продвижение» по реализованным купонам.

По мере заключения договоров с клиентами проводки будут такими:

Дебет 62 субсчет «Расчеты с покупателями» Кредит 90 субсчет «Выручка»
– признана выручка от реализации тура;

Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 62 субсчет «Расчеты с покупателями»
– зачтен аванс покупателя.

При этом в налоговом учете доходы будут признаны на дату получения денег от агента в сумме 459 000 руб. А в день утверждения отчета агента и подписания акта взаимозачета турфирма учтет 81 000 руб. в качестве дохода от реализации и эту же сумму отразит в расходах (как вознаграждение агенту).

Важно запомнить

При продаже товаров по купонам на сайте скидок через посредника выручка от реализации у турфирмы возникает в момент заключения договора с туристом. Однако в налоговом учете доход возникает в момент поступления денег от агента. Вознаграждение агента за продвижение турпродуктов (продажу купонов) можно признать в расходах.