417
1 октября 2012

Организация бизнес-туров

Что такое деловой туризм

Организация бизнес-туров. Деловой туризм – это поездки (командировки) работников компаний с деловыми целями либо организация корпоративных мероприятий.

Отметим, что бизнес-поездки относятся к туристическим поездкам, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности...» к туризму отнесены временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства, в том числе и в профессионально-деловых целях. Но без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Как правило, заказчиками таких поездок являются компании – юридические лица. В таких случаях на договор об оказании туристских услуг распространяются также положения главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ.

Что надо учитывать при организации бизнес-туров

Организация бизнес-туров. Любая организация, заключающая договор с турфирмой на организацию деловой поездки, прежде всего заинтересована в том, чтобы расходы на эту поездку могли быть включены в расходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль или уплате единого налога при «упрощенке». С этой точки зрения расходы могут быть разделены на два вида: командировочные и представительские.

К командировочным расходам (подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ) относятся проезд работника к месту командировки и обратно, расходы по найму жилого помещения, расходы по оформлению и выдаче виз, консульские, аэродромные и иные сборы.

К представительским расходам (п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ) относятся расходы на проведение официального приема представителей организаций, транспортное обеспечение доставки к месту проведения переговоров, буфетное обслуживание, услуги переводчиков. К представительским расходам не могут быть отнесены расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Учитывая указанные положения налогового законодательства, туристическим фирмам стоит отразить в договоре стоимость услуг, которые впоследствии могут быть отнесены к командировочным и (или) к представительским раздельно от прочих услуг, например на проведение экскурсий, посещение концертов и других развлекательных мероприятий.

Компании кроме организации поездок могут заказывать у турфирмы также и билеты на посещение или участие в выставках. При этом у турфирмы есть два возможных варианта. Во-первых, турфирма может выступать агентом у организаторов выставки с получением агентского вознаграждения. Во-вторых, турфирма может быть агентом у компании – заказчика услуг по организации поездки.

Если турфирма выступает агентом со стороны компании, оплатившей бизнес-тур, стоимость услуг по подбору билетов будет являться доходом турфирмы, а стоимость участия в выставке должна быть оплачена заказчиком самостоятельно.

В пакет документов, оформляемых при организации бизнес-поездки, кроме обычных для турпоездки документов (договора на туристское обслуживание и туристской путевки) должен входить акт оказанных услуг, подтверждающий факт оказания услуг. Также акт должен содержать расшифровку полученных услуг для того, чтобы в дальнейшем не возникло вопросов при отнесении их к командировочным или представительским расходам. Кроме того, в акте необходимо отразить стоимость услуг турфирмы, которые будут включены в налогооблагаемый доход, и стоимость расходов самой организации – заказчика, таких как участие в мероприятиях, транспортное обслуживание, проживание, различные сборы и другие расходы.

Важно запомнить

При проведении выставок турфирма может выступать агентом как со стороны компании, оплатившей бизнес-тур, так и со стороны организаторов выставки. В акте оказанных услуг имеет смысл подробно указать их перечень, чтобы клиенту было проще подтвердить расходы в налоговом учете.