73
28 июля 2009

Размеры скидок на реализуемые товары

Прописаны ли в нормативных документах максимальные размеры скидок на реализуемые товары?

Максимальные размеры скидок, которые продавец может предоставить покупателю, гражданское законодательство не регламентирует.

Пункт 1 статьи 421 ГК РФ определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В том числе и при установлении цены сделки (п. 1 ст. 424 ГК РФ). А предоставление скидки может рассматриваться как согласование новой цены в договоре или как изменение цены после заключения договора.

Однако это может повлиять на налогообложение. Так, статья 40 НК РФ предусматривает, когда налоговая инспекция вправе пересчитать налоги исходя из рыночной цены товаров.

Это возможно, например, когда цена снижается более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Но, определяя эту рыночную цену, инспекторы обязаны учитывать предоставляемые фирмой скидки (п. 3 ст. 40 НК РФ). В частности, учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой.

Иными словами, если изменение цены вызвано применением скидок, она может отличаться от тех цен, которые обычно применяет фирма, более чем на 20 процентов.

В этом случае цена товара все равно будет считаться рыночной, а значит, доначислять налоги инспекторы не имеют права. Но при этом условия скидок должны быть закреплены во внутренних документах фирмы (маркетинговой или учетной политике либо отдельном приказе или распоряжении). Такова и позиция чиновников (письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190).