231
25 октября 2010

Лимит стоимости основных средств увеличен

Как учитывают имущество сейчас

Лимит стоимости основных средств увеличен. Налоговый кодекс РФ определяет два вида имущества, в качестве которого может учитываться используемое организацией оборудование:
1) основные средства;
2) инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование и другое имущество, не являющееся амортизируемым имуществом.

Определение основных средств можно сформулировать на основании положений пункта 1 статьи 256 и пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Так, под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 20 000 руб.

Стоимость активов, которые не признаются амортизируемым имуществом, в том числе «малоценного» имущества стоимостью не более 20 000 руб., включается в состав материальных расходов. Основание – подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Таковы действующие нормы.

ООО «Альфа» 15 сентября 2010 года приобрело оборудование (стенд) стоимостью 42 480 руб. (в том числе НДС – 6480 руб.). Стенд введен в эксплуатацию 20 сентября этого же года.

Срок полезного использования стенда – 61 месяц. ООО «Альфа» применяет общую систему налогообложения. Метод начисления амортизации в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения – линейный, амортизационная премия не применяется.

Соответственно в налоговом учете ООО «Альфа» отразит стенд в составе основных средств и начнет начисление амортизации с 1 октября 2010 года (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ). Сумма месячной амортизации составит:

(42 480 руб. – 6480 руб.) : 61 мес. = 590,16 руб/мес.

А за 2010 год (налоговый период) в целом сумма амортизационных отчислений будет равна:

590,16 руб/мес. х 3 мес. = 1770,48 руб.

С 1 января 2011 года вступит в силу новая редакция пункта 1 статьи 256 и пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Амортизируемым будет признаваться имущество

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.

Можно ли списать «старое» имущество в новом году

Лимит стоимости основных средств увеличен. Отметим, что это уже не первое изменение минимального размера стоимости амортизируемого имущества. Так, лимит в 20 000 руб. действует с 1 января 2008 года (установлен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ). До этого амортизируемым признавалось имущество стоимостью более 10 000 руб.

Причем Закон № 229-ФЗ, так же как и Закон № 216-ФЗ, не содержит переходных положений, определяющих порядок применения старой и новой редакций во времени.

В связи с этим представляется обоснованной следующая логика.

Объектом основных средств может быть признано лишь имущество, которое фактически используется торговой фирмой. Поэтому признание имущества основным средством и включение его в соответствующую амортизационную группу возможно только в момент его ввода в эксплуатацию.

А значит, проверка актива на его соответствие признакам объекта основных средств должна проводиться только в момент ввода в эксплуатацию.

Именно такой порядок действий был рекомендован ранее Минфином России (см., например, письмо от 3 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/767). Считаем, что сейчас данные разъяснения вполне применимы.

Предположим, что в условиях примера 1 ООО «Альфа» приобрело стенд 25 декабря, в период ежегодной инвентаризации, и ввело его в эксплуатацию (после окончания инвентаризации) в первый рабочий день 2011 года – 11 января.

Для целей налогового учета ООО «Альфа» будет принимать решение о классификации стенда с учетом лимита стоимости основных средств, действующего на момент ввода в эксплуатацию, то есть по состоянию на 11 января 2011 года. Поскольку этот лимит составит 40 000 руб., а стоимость стенда (без учета НДС) 36 000 руб., он не будет признан объектом основных средств. Стоимость стенда компания полностью отразит в составе материальных расходов в момент его ввода в эксплуатацию.

В то же время, если объект основных средств введен в эксплуатацию в декабре 2010 года, даже несмотря на то, что амортизация по нему начнет начисляться только с 1 января 2011 года, его стоимость нельзя будет единовременно включить в состав материальных расходов. Кроме того, в свете изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, актуальным является такой вопрос. Нужно ли начислять амортизацию по тем основным средствам, которые с 1 января 2011 года перестанут соответствовать признакам основных средств?

Как неоднократно разъяснялось финансовым ведомством (см., например, письма от 25 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/296, от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/211), порядок начисления амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию ранее даты изменения минимальной стоимости амортизируемого имущества, не изменяется.

Воспользуемся условиями примера 1 и рассмотрим порядок налогового учета в 2011 году приобретенного стенда.

За 2011 год бухгалтерия начислит амортизацию по стенду в сумме:

590,16 руб/мес. х 12 мес. = 7081,92 руб.

Таким образом, по состоянию на конец 2011 года остаточная стоимость стенда как объекта основных средств составит:

36 000 руб. – 1770,48 руб. – 7081,92 руб. = 27 147,60 руб.

Важно запомнить

Торговая организация должна учесть имущество в составе основных средств именно в момент фактического ввода в эксплуатацию. Поэтому стоимость актива, который фактически начал использоваться в 2010 году, даже если она не превышает 40 000 руб. (но больше 20 000 руб.), нельзя единовременно списать на материальные расходы.