34
21 февраля 2011

Налог на прибыль. Позиция финансистов

– Магазин бытовой техники создает интернет-сайт с привлечением специалиста по договору подряда. Как учесть такие затраты?

– В налоговом учете стоимость услуг подрядчика формирует первоначальную стоимость нематериального актива. Поясню.

Результаты интеллектуальной деятельности (к которым относится и сайт) и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них) признаются нематериальными активами. Но при условии, что они используются в работе компании в течение длительного времени – более 12 месяцев (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Причем стоимость нематериальных активов, созданных самой фирмой, определяется как сумма всех фактических расходов на их изготовление (в том числе материальных расходов, затрат на оплату труда и на услуги сторонних организаций).

Также отмечу, что сайт является совокупностью нескольких составляющих: компьютерной программы, графических элементов, изображений, текста и баз данных. В целях налогового учета его нужно рассматривать как единый объект, поскольку все составляющие элементы могут выполнять свои функции только во взаимосвязи.

Вместе с тем, если при создании интернет-сайта организация получает исключительные права на несколько объектов, которые могут использоваться отдельно от сайта (например, графические объекты, базы данных и др.), такие права могут быть поставлены на учет в качестве самостоятельных объектов амортизируемого имущества.

Напомню: с этого года результаты интеллектуальной деятельности (в частности, исключительные права на программы для ЭВМ, базы данных) компания сможет амортизировать в налоговом учете быстрее, чем прежде. Дело в том, что пунктом 2 статьи 258 НК РФ теперь определено, что срок полезного использования таких активов фирма вправе установить самостоятельно.

Но минимальный срок амортизации – два года.

– Оптовая фирма реализовала товар покупателю в декабре 2010 года. Однако стоимость этого товара в состав налоговых расходов не включила, в связи с тем что на него в тот момент отсутствовала «первичка» от поставщика. Накладная от поставщика поступила в феврале 2011 года. На затраты какого периода (2010 года или I квартала 2011 года) надо отнести стоимость товаров, учитывая, что накладная датирована декабрем 2010 года?

– Стоимость товаров надо включить в состав налоговых расходов 2010 года. Порядок определения расходов по торговым операциям установлен статьей 320 НК РФ. Из нее следует, что покупная стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде, является прямым расходом соответствующего периода. То есть того квартала (месяца), в котором фактически состоялась реализация. Дополнительно отмечу, что разъяснения о порядке признания расходов, первичные документы (акты приемки-сдачи услуг) по которым поступили с опозданием, содержатся в письме Минфина России от 22 декабря 2010 г. № 03-03-06/1/794. В нем также указано, что отразить расходы в налоговом учете компания должна на дату составления первичных учетных документов.

– Если магазин сдаст декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2011 года с нарушением установленного срока, какие санкции ему грозят?

– Я считаю, что в данной ситуации должны применяться санкции по статье 126 НК РФ (штраф – 200 руб.). Ведь налоговая декларация за отчетный (а не налоговый) период, по сути, представляет собой расчет авансового платежа. Следовательно, оштрафовать магазин за непредставление налоговой декларации (по ст. 119 НК РФ), если он вовремя не сдаст промежуточную отчетность, нельзя. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-228.

Справедливости ради скажу, что существует и иная позиция. Так, ВАС РФ указал, что в случае представления налоговой декларации по итогам отчетного периода с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. № 3299/10). Напомню: штраф по этой статье составляет 5 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки (но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.).

– Розничная сеть перевозит товары с собственного центрального склада в принадлежащие ей магазины. Услуги по перевозке оказывает специализированная транспортная компания. Как в декларации по налогу на прибыль (приложение 2 к листу 02) следует отразить такие затраты: в составе прямых или косвенных расходов?

– В составе косвенных расходов по строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации (утверждена приказом ФНС России от 15 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/730@).

Дело в том, что к прямым расходам торговой компании относятся: стоимость приобретения реализованных товаров и затраты на доставку товаров на склад торговой фирмы (если они не включены в покупную стоимость ценностей). Основание – статья 320 НК РФ. Данная норма распространяется только на те транспортные расходы, которые связаны с закупкой товаров (то есть с их доставкой от поставщика).

Все остальные расходы являются косвенными. В число последних входят, в частности, и затраты на транспортировку товаров из одного подразделения розничной сети в другое.

– Супермаркет проводит банкет, приуроченный к 8 Марта. На мероприятие приглашены работники компании и представители фирм-поставщиков. В рамках банкета, помимо развлекательной части, планируется обсуждение новых условий поставок товаров. Вправе ли компания признать в налоговом учете потраченные суммы (оформив отчет о представительских расходах и имея утвержденную в установленном порядке смету)?

– Нет, не вправе. К представительским относятся расходы фирмы на официальный прием и обслуживание делегаций других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. При этом затраты на организацию развлечений и отдыха представительскими не являются. Основание – пункт 2 статьи 264 НК РФ. А как следует из вопроса, в рамках банкета предполагается развлекательная часть. Кроме того, мероприятие считается официальным приемом, если в нем задействованы непосредственные участники деловой встречи. Если же в банкете участвуют лица, не имеющие отношения к переговорам, расходы на него не могут быть признаны представительскими в целях налогообложения прибыли.

– Оптовая компания использует офисное помещение. Однако документы, подтверждающие право собственности на него, отсутствуют. Между фирмой и собственником заключен предварительный договор купли-продажи недвижимости. Согласно ему, оптовик станет собственником данного объекта только через полгода (на основании окончательного договора купли-продажи, когда полностью рассчитается за помещение). Компания несет расходы, связанные с содержанием объекта (отделочные работы, коммунальные услуги и т. п.). Можно ли признать данные затраты в целях налогообложения прибыли?

– Да, можно, но только в составе стоимости амортизируемого имущества.

Предварительный договор купли-продажи недвижимости следует рассматривать как сделку, направленную на приобретение объекта основных средств. Значит, все расходы, понесенные в рамках такого договора, нужно включать в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, которая должна быть сформирована на дату ввода объекта в эксплуатацию (после того как право собственности на него перейдет к оптовой компании).

Разумеется, такие расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 25 января 2011 г. № 03-03-06/1/23.