755
18 апреля 2011

Закон о госрегулировании торговли

Действия перед заключением договора поставки

Закон о госрегулировании торговли. Чиновники ФАС России разработали методическое пособие для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности». В нем разъяснены правила применения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле).

В частности, чиновники указали, что, прежде чем заключить договор поставки продовольствия с торговой сетью, поставщик должен ознакомиться с условиями отбора контрагентов.

Ознакомление с условиями отбора поставщиков

Статьей 9 Закона о торговле установлена обязанность торговых сетей обеспечивать открытость доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров. Для этого торговая фирма размещает необходимую информацию на своем интернет-сайте.

Если нужная информация в интернете отсутствует, потенциальный поставщик имеет право обратиться в торговую сеть с официальным запросом.

Необходимые сведения должны быть ему предоставлены в 14-дневный срок со дня получения розничной компанией запроса.

В случае отказа торговой сети в предоставлении запрашиваемой информации либо при ее бездействии контрагент вправе направить соответствующее заявление в антимонопольный орган.

Определение существенных условий договора

Ознакомившись с условиями отбора контрагентов, поставщик продукции обращается в торговую сеть с предложением (офертой) заключить договор поставки. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Такими условиями являются предмет договора (наименование и количество товара), его ассортимент и комплектность, срок поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными (например, цена).

Между поставщиком и торговой сетью могут возникнуть разногласия по поводу отдельных положений договора. Причем, если розничная фирма в качестве существенных условий сделки предлагает включить условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право обратиться в антимонопольный орган.

Антимонопольные нормы при заключении договоров

Закон о госрегулировании торговли. После того как все существенные условия согласованы, стороны могут приступить непосредственно к заключению договора.

Некоторые условия нельзя навязывать

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров в торговые сети. В частности, запрещено навязывать контрагентам такие условия, как:
– обязанность предоставить сведения о заключаемых договорах с другими контрагентами;
– внесение платы за право поставок продовольственных товаров в торговые сети;
– внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
– возврат поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, когда такой возврат допускается или предусмотрен законодательством РФ).

Чиновники разъяснили, что означает термин «навязывание условий».

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных ему, заключается в таком поведении компании, при котором ущемляются права партнера либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Однако добровольное включение в договор поставки некоторых положений, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 13 Закона о торговле, не является нарушением данной нормы.

Особое внимание специалисты ФАС России уделили возврату продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, поставщику. Определенным сроком в данной ситуации считается срок, установленный сторонами в договоре поставки.

Таковым, в частности, может быть срок реализации товаров, срок их хранения или годности.

Навязывать условие о возврате товаров в общем случае запрещено.

Но если возврат предусмотрен законодательством РФ, то предложение о включении соответствующего условия в договор не рассматривается в качестве навязывания условий.

Стороны договора поставки вправе предусмотреть, в частности, условие о возврате хлеба и хлебобулочных изделий, подлежащих изъятию из торгового зала по истечении сроков их продажи (СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25 сентября 1996 г. № 20).

Вознаграждение за объем закупок

В статье 9 Закона о торговле сказано, что стороны договора поставки продовольственных товаров вправе назначить вознаграждение, которое поставщик выплатит розничной фирме за приобретение определенного количества продукции. Однако в отношении данного поощрения введен ряд ограничений.

В частности, размер такой премии не может превышать 10 процентов от стоимости купленных товаров.

Как указали чиновники, при исчислении предельной величины вознаграждения стоимость продуктов учитывается вместе с НДС.

Плата за продвижение товаров

Иные виды вознаграждений (не за объем закупок) договор поставки предусматривать не может. В частности, в Законе о торговле есть норма о том, что включать в договор поставки условие о плате за продвижение продуктов питания (рекламирование, маркетинг, мерчандайзинг и т. п.), которую оптовый поставщик перечисляет розничной фирме, нельзя.

Действия по рекламированию продуктов, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут осуществляться только в рамках отдельного договора возмездного оказания услуг.

Чиновники особо подчеркнули: устанавливать стоимость услуг по рекламированию продовольственных товаров в процентах от цены продукции, в отношении которой эти услуги оказываются, запрещено. Поскольку такой подход создает дискриминационные условия для поставщиков торговых сетей.

Договор комиссии

В числе ограничений, введенных Законом о торговле, – запрет на продажу продовольственных товаров с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы посреднической сделки (подп. 3 п. 1 ст. 13 Закона о торговле). Это означает, что поставщик не вправе передать розничным сетям продукты на реализацию в рамках посреднического договора, а должен быть заключен только договор поставки.

Специалисты ФАС России указали, что данный запрет действует лишь в том случае, если речь идет о поставках продовольствия торговым сетям. Определение торговой сети сформулировано в статье 2 Закона о торговле.

Это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Если же имеет место реализация товаров компаниям, торгующим в розницу, но торговыми сетями не являющимися (например, владеющим только одним магазином), то на них указанная норма не распространяется. Иными словами, поставщики вправе отгружать таким магазинам продовольственные товары в рамках договора комиссии (или других посреднических договоров).

Закон о торговле не распространяется на общепит

Закон о госрегулировании торговли. Торговая деятельность и услуги общественного питания рассматриваются как разные товарные рынки. Поэтому требования Закона о торговле не распространяются на предприятия общепита.

К объектам общественного питания, как разъяснили чиновники, могут относиться киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общепита. Причем изготовление и реализация кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе и пр.) через киоск признаются услугами, оказываемыми через объект организации общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей.

Ресторан может продавать напитки в розницу. Несмотря на то что такая продажа является самостоятельным видом деятельности, она относится к ресторанному бизнесу и классифицируется вместе с продажей кулинарной продукции.

Соответственно деятельность указанных киосков и ресторанов розничной торговлей не считается и под нормы Закона о торговле не подпадает.

Сроки привлечения к ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения Закона о торговле. Ее устанавливают следующие статьи: 14.40 (ответственность за нарушение антимонопольных правил, в частности за создание дискриминационных условий для контрагентов); 14.41 (штрафы за нарушения требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров); 14.42 (санкции за несоблюдение антимонопольных ограничений при заключении договора поставки продуктов питания).

Подробнее об административной ответственности за нарушение антимонопольных требований – в статье «» журнала «Учет в торговле» № 3, 2011.

Чиновники напомнили, что сроки давности привлечения к ответственности регламентированы пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Причем, как указали специалисты ФАС России, к штрафам по статье 14.40 данного кодекса применяются сроки, предусмотренные за нарушения антимонопольного законодательства. А именно: привлечь к ответственности могут в течение года со дня совершения запрещенных действий (при длящемся правонарушении срок исчисляется с момента его обнаружения).

А вот при наступлении ответственности по статьям 14.41 и 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях действуют общие сроки давности. Наказать по этим статьям могут не позднее чем по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения (при длящемся правонарушении – с момента его обнаружения).

Рассмотрение заявлений и обращений

Антимонопольные органы наделены полномочиями рассматривать заявления и обращения заинтересованных лиц:
– заявления юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
– заявления потенциальных партнеров по сделке на предмет проверки соответствия проекта соглашения антимонопольным нормам;
– обращения за разъяснениями норм антимонопольного законодательства.

Чиновники рассмотрели порядок представления и оформления таких документов.

Так, в частности, потенциальный (или действующий) поставщик может обратиться в антимонопольный орган с жалобой на торговую сеть.

Это заявление должно быть составлено в письменном виде в произвольной форме. К нему прилагаются документы, которые свидетельствуют о фактах нарушения.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о предполагаемом нарушителе, описание нарушения со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

Представители ФАС России обязаны рассмотреть жалобу в срок, не превышающий одного месяца со дня ее представления. По результатам рассмотрения они принимают решение либо о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо об отказе в этом.