Проверки торговых компаний Роспотребнадзором. В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322) к сфере контрольных полномочий Роспотребнадзора, в частности, относится:
– государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
– государственный контроль за тем, как соблюдается законодательство в области защиты прав потребителей;
– контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров.
На практике чиновники Роспотребнадзора в первую очередь проверяют соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) при осуществлении торговли. Объектом внимания также становятся санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары. Кроме того, они проверяют наличие у организации заключенных договоров на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ.
Весьма вероятно, что проверяющих заинтересуют условия хранения скоропортящейся продукции. Особенно это актуально для организаций, торгующих продовольственными товарами: чиновники изучают сроки годности продуктов, соблюдение температурного режима их хранения и т. д.
Проверка может затронуть и документы персонала магазина: медицинские книжки, журнал регистрации результатов медосмотров.
Проверки торговых компаний Роспотребнадзором. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) проверки можно классифицировать по двум группам: плановые и внеплановые, документарные и выездные.
Плановые и внеплановые проверки
Плановые проверки торговых компаний проводятся не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов, которые размещаются на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в интернете либо доводятся до сведения компаний, включенных в график, иным доступным способом.
Основанием для того, чтобы организацию включили в ежегодный план, является истечение трех лет со дня:
– государственной регистрации юридического лица;
– окончания проведения последней плановой проверки;
– начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением.
Сообщить о плановой проверке юрлицу должны не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение этого срока может стать основанием для отмены результатов проверки. На это указано в пункте 4.10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Роспотребнадзора от 24 марта 2010 г. № 103 (далее - Методические рекомендации).
А вот возможные причины для внеплановых проверок Роспотребнадзора (п. 5.4 Методических рекомендаций):
1) истечение срока исполнения юрлицом (предпринимателем) выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения;
2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов госвласти и местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан;
– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ.
Учтите: проверки запрещено проводить при отсутствии руководителя (иного должностного лица или уполномоченного представителя) торговой компании, кроме проверок по факту причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Документарные и выездные проверки
Предметом документарной проверки (как следует из ее названия) являются только сведения, содержащиеся в документах торговой фирмы. И проводится она по местонахождению территориального органа Роспотребнадзора.
А вот выездная проверка затрагивает не только документы, но и территорию, помещения, оборудование, товары и проходит по местонахождению организации.
В ходе проверки чиновники вправе:
1) рассматривать документы юрлица. Однако нельзя требовать те, которые не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, также нельзя изымать оригиналы документов;
2) обследовать используемые для деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства и перевозимые грузы;
3) отбирать образцы продукции, но для этого нужно, чтобы были оформлены протоколы об отборе;
4) проводить исследования, испытания, а также экспертизу и расследования, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения и установленных требований. Правда, чиновники не могут выдать организации предписание о проведении контрольных мероприятий за ее счет.
Проверки торговых компаний Роспотребнадзором. Прежде чем начать проверку, чиновники обязаны предъявить уполномоченному лицу организации распоряжение. Осуществление проверки без такого документа относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Значит, в этом случае торговая фирма может оспорить результаты проверки (отменить их как недействительные).
В распоряжении о проведении проверки обязательно указывается:
1) наименование органа Роспотребнадзора;
2) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
3) фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к этому экспертов, представителей экспертных организаций. (Проверку могут проводить только те чиновники, которые указаны в распоряжении о ее проведении).
Отметим, что с 1 января 2011 года привлечение к проверке неаккредитованных экспертов и экспертных организаций – грубое нарушение, из-за которого результаты проверки могут быть признаны недействительными (п. 3.8 Методических рекомендаций);
4) цели, задачи, предмет проверки и сроки ее проведения; правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) сроки осуществления и перечень мероприятий по контролю;
6) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
7) перечень документов, которые организация обязана представить. Однако не является ошибкой, если в распоряжении не приведена расшифровка таких документов, на их представление может быть выдан отдельный запрос ();
8) даты начала и окончания проверки.
Продолжительность любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 6.2 Методических рекомендаций). Правда, пункт 6.3 Методических рекомендаций предусматривает исключение для плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства.
В этом случае время проверок более ограниченно. Срок не может превышать в расчете на год: 50 часов – для малых предприятий и 15 часов – для микропредприятий.
При внеплановой выездной и любой документарной проверке субъектов малого предпринимательства действует общее ограничение по времени – до 20 рабочих дней.
По общему правилу чиновники вправе продлить срок лишь выездных плановых проверок. Причем только в исключительных случаях, связанных с необходимостью сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. Да и то не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий не более чем на 15 часов.
По итогам проверки составляется акт, где отражают выявленные нарушения.
Чиновники могут вменить организации совершение правонарушений, предусмотренных следующими статьями
Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– статьей 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании»;
– статьей 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;
– статьей 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил»;
– статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаев контрольно-кассовой техники»;
– статьей 14.7 «Обман потребителей»;
– статьей 14.8 «Нарушение иных прав потребителей»;
– статьей 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров».
Как следует из пункта 9.5 Методических рекомендаций, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) юридического лица под расписку. А если он уклоняется от его получения, то акт высылается ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если в ходе проверки выявлены нарушения, компании выдадут предписание об их устранении с указанием сроков, отпущенных на это.
Предписание об устранении нарушения должно быть выдано фирме в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушения (п. 10.2 Методических рекомендаций).
Перед началом проверки представителю торговой компании должны вручить соответствующее распоряжение. А по результатам проверки составляется акт. И если были выявлены нарушения, компании выдадут предписание об их устранении.