142
20 июня 2014

Заявление для регистрации прав на имущество

Когда необходима регистрация

Государственные и муниципальные учреждения обязаны регистрировать право оперативного управления закрепленными за ними объектами и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Причем учреждение должно иметь свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на все находящееся на его балансе недвижимое имущество.

Иначе это будет считаться нарушением, которое может быть выявлено в ходе ревизии Росфиннадзора.

Учтите: это ведомство проводит проверки в финансово-бюджетной сфере, руководствуясь нормами Административного регламента, который утвержден приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н.

Еще один случай, когда казенному учреждению может понадобиться государственная регистрация прав на недвижимое имущество, – это сдача в аренду неиспользуемых площадей или объектов.

Напомним, что договор аренды здания, сооружения, помещения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее одного года.

Это следует из части 2с татьи 561 Гражданского кодекса РФ, а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений».

Оформление заявления

Заявление для регистрации прав на имущество и сделок с ним, ограничений (обременений), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается при возникновении или прекращении прав на недвижимое имущество, теперь составляется по новой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 г. № 722.

Причем для органов госвласти РФ, госорганов субъектов РФ и местного самоуправления предусмотрена отдельная форма.

Этим же приказом утверждены требования к ее заполнению и формату представления (если заявление подается в электронном виде).

В заявлении указываются основные характеристики объекта недвижимости:

Если заявителем выступает не руководитель учреждения лично, а уполномоченное им лицо, его доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Заявление может быть подано на бумаге или в электронном виде, но тогда его нужно заверить усиленной квалифицированной подписью.

Одно заявление заполняется в отношении одного объекта недвижимости и одного действия, осуществляемого органом по госрегистрации прав, составляется и подписывается одним лицом.

Правда, заявление может быть заполнено в отношении нескольких объектов недвижимого имущества при представлении документов на государственную регистрацию сделки, предметом которой являются объекты недвижимого имущества, распоряжение которыми должно осуществляться одновременно. Например, когда на государственную регистрацию подается договор аренды земельного участка и расположенного на нем здания или сооружения.

Документы, прилагаемые к заявлению

Особенностью деятельности казенных учреждений является то, что они не вправе распоряжаться имуществом (в том числе сдавать его в аренду) без согласия собственника.

Им выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице своих уполномоченных органов (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества казенное учреждение обязано представить документ, подтверждающий согласие на сделку собственника имущества.

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору, направляемому на государственную регистрацию, прилагаются кадастровые паспорта объекта с указанием размера арендуемой площади.

Если предметом аренды является земельный участок или его часть, договор аренды необходимо сопроводить кадастровым паспортом земельного участка с указанием той его части, которая сдается в аренду.

Помимо перечисленных документов на государственную регистрацию в обязательном порядке представляется документ – основание возникновения или прекращения права.

При государственной регистрации права оперативного управления им выступает государственный или муниципальный контракт о передаче имущества в оперативное управление и акт, подтверждающий такую передачу, а при госрегистрации договора аренды – собственно договор.

Отметим, что от уплаты госпошлины за регистрацию казенные учреждения освобождены (подп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Поэтому прилагать к заявлению документ о ее уплате не нужно.

Сроки регистрации

Государственная регистрация имущества совершается в срок, не превышающий 18 календарных дней со дня приема заявления и документов.

А.И. Ильина,

юрист компании «Арбитражные споры»