1538
2 декабря 2015

Из-за ошибки в платежке банк заморозил счет компании

«…Банк заморозил счет компании. В начале октября, когда покупатель перечислял деньги, он ошибся в назначении платежа. Написал, что оплатил работы, а не товары. Но мы торговая компания и никаких работ никогда не выполняли. Из-за ошибки банк заморозил деньги и отказался зачислять их на счет или возвращать покупателю. Операционист объяснил, что эти операции не соответствуют нашему виду деятельности, поэтому проводится финансовое расследование. А пока оно не закончится, деньги будут недоступны. Как нам получить деньги, если банк заморозил счет компании?..»

Из письма главного бухгалтера Полины Томиной, г. Новосибирск

Банкиры
Сергей Вологин, начальник юридического отдела Московского филиала ОАО «НСТ-БАНК»:

— Ваша операция не соответствует целям деятельности компании и попадает под критерий необычной сделки. Но единственное, что вправе предпринять банк по отношению к клиенту, это документально зафиксировать информацию о сделке, то есть запросить у клиента документы. А отказать в зачислении денег на счет не вправе. Поэтому компании стоит написать жалобу на имя управляющего банка, в котором открыт счет, или жалобу на неправомерные действия в территориальное отделение ЦБ РФ.

Никита Шестаков, руководитель юридического управления КБ «Единственный»:

— Банки вправе заблокировать платежное поручение клиента, если при внутреннем контроле заподозрили, что речь идет о легализации доходов. Об этом сказано в пункте 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ. Причем с июля изменились нормы закона № 115-ФЗ, и теперь банк вправе отказать не только в списании денег, но и в зачислении средств. Чтобы получить деньги, стоит развеять подозрения и подтвердить, что в операциях нет ничего противозаконного. Для этого надо представить в банк договор поставки, накладные, письмо от плательщика, что в платежке всего лишь ошибочная запись.

Независимые эксперты
Ольга Проскурина, эксперт проекта «Общественная Дума»:

— Действия банка незаконны. Для зачисления денег на счет клиента у банка есть один операционный день. А если в платежке ошибся покупатель, то именно его банк не принимает документ к исполнению и возвращает отправителю. Чтобы ускорить получение денег, стоит попросить вашего покупателя написать письмо в банк, в котором он пояснит, что допустил ошибку в графе «Назначение платежа» и какие данные считать верными. Если так решить вопрос не удается, то компания вправе обратиться с жалобой в ЦБ РФ или суд.

Ольга Цохорова, юрист ООО «Щекин и Партнеры»:

— Сейчас полномочия банков по проверке подозрительных операций значительно расширены. Например, это следует из письма Банка России от 28.02.13 № 32-Т . А право банков не исполнять сомнительные платежки Президиум ВАС РФ подтвердил в постановлении от 09.07.13 № А40-32140/12-58-295 . Так что оперативно решить вопрос получится, если попросить покупателя направить вам и в банк письмо, в котором нужно описать суть ошибки в платежке. А дополнительно можно пожаловаться на банк в интернет-приемной на сайте ЦБ РФ.

Наше мнение
Светлана Ковалевская, руководитель отдела бухучета и налогообложения «УНП»:

— К сожалению, закон позволяет банку приостановить любой входящий или исходящий платеж, если служба контроля кредитной организации посчитала сделку незаконной (п. 11 ст. 7 от 07.08.01 № 115-ФЗ). И хотя банк мог ограничиться запросом документов, он решил пойти на крайнюю меру. Сейчас, чтобы ускорить решение вопроса с зачислением денег, стоит документально подтвердить банку законность операций. Сначала обратиться к своему покупателю, чтобы он уточнил неверное назначение платежа. Кроме того, в свой банк стоит подать документы по сделке, например договор поставки. После получения бумаг банк либо вернет деньги покупателю и он перечислит их повторно по верным реквизитам, либо зачислит платеж на ваш счет.