290
5 февраля 2009

Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов

Совмещение разных режимов нежелательно

Действительно, такой вид деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов, которые осуществляют организации, имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) не более 20 транспортных средств, в некоторых случаях может облагаться ЕНВД. Это установлено в подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

В отличие от «упрощенки» «вмененка» носит обязательный характер и не зависит от желания налогоплательщика.

При возникновении обязанности по уплате ЕНВД организации придется выполнять трудоемкую работу по ведению раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности. При этом снижения налоговой нагрузки в данном случае может и не произойти. Поэтому, по мнению автора, строительной компании следует по возможности избегать возникновения необходимости перехода на ЕНВД.

Применение спецрежима ограничено

Прежде всего следует проверить, отвечает ли организация критериям применения указанной системы налогообложения. Ведь с этого года установлены некоторые дополнительные ограничения. Так, согласно пункту 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, с 2009 года его не применяют организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (порядок расчета среднесписочной численности приведен в постановлении Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69). Не нужно и организациям, доля участия в которых других юридических лиц составляет более 25 процентов.

Подробнее об изменениях в системе ЕНВД читайте в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2009.

Таким образом, если среднесписочная численность работников строительной компании превышает 100 человек либо более четверти ее уставного капитала принадлежит другой организации, то теперь у нее не возникнет обязанности по уплате ЕНВД при любом варианте оформления услуг по перевозке грузов. Если же указанные показатели не позволяют организации «отказаться» от уплаты данного налога, существуют и другие возможности.

Как избежать уплаты ЕНВД

Необходимо более внимательно отнестись к оформлению документов и соблюдению норм законодательства. На что обратить внимание?

Действует ли налог на данной территории

По месту регистрации строительной компании в отношении оказания транспортных услуг данный налог должен быть введен в действие местными органами власти.

Постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов, производится в налоговом органе по местонахождению организации. Данный порядок закреплен законодательно – в пункте 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ. Действует он с 1 января 2009 года. Ранее об этом упоминалось лишь в разъяснениях чиновников (см. письма Минфина России от 6 февраля 2008 г. № 03-11-05/23, от 30 октября 2007 г. № 03-11-05/257 и др.).

Грамотное оформление документов поможет избежать споров

Перевозка грузов должна осуществляться по договору перевозки груза (ст. 785 Гражданского кодекса РФ). Согласно указанному договору, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его «управомоченному» на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Если перевозка грузов осуществляется строительной компанией в рамках выполнения работ по договору подряда, то отдельного вида деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов не возникает, ЕНВД в этом случае платить не нужно.

Именно к такому выводу пришли специалисты главного финансового ведомства, рассматривая аналогичные ситуации при оказании услуг по доставке товара покупателю в рамках договора поставки. Так, в письмах Минфина России от 29 июля 2008 г. № 03-11-04/3/358 и от 14 июля 2006 г. № 03-11-04/3/349 сказано, что если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара покупателю, то его доставка за дополнительную плату – это не самостоятельный вид предпринимательской деятельности, а способ исполнения обязательств.

В этом случае деятельность организации по доставке является составной частью ее основной деятельности или сопутствующей услугой, неразрывно с ней связанной, и потому дополнительно – в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ – единым налогом на вмененный доход не облагается. Если же стоимость доставки выделена отдельно в договоре и не включается в цену товара или доставка осуществляется по отдельному договору за плату, то такая доставка признается самостоятельным видом предпринимательской деятельности и подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД. На это указано в письмах Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/3/33, от 7 августа 2007 г. № 03-11-04/3/314 и др.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС Московского округа от 22 марта 2007 г., от 29 марта 2007 г. № КА-А41/2005-07 по делу № А41-К2-12222/06, Центрального округа от 18 июля 2006 г. по делу № А64-11624/05-13 и т. д.

Таким образом, распространяя эту логику на договор подряда, чтобы избежать споров по поводу уплаты ЕНВД, строительной компании в договоре (а также в формах № КС-2 и № КС-3) отдельно выделять стоимость перевозки грузов не следует.

Периодичность оказания услуг

Только систематическое (то есть два и более раза) оказание платных услуг сторонним организациям по перевозке грузов является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ), облагаемой ЕНВД. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой, в частности постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г. по делу № А52-2523/2006/2.

Заметим, что даже если оказание транспортных услуг сторонним организациям носит эпизодический, но в то же время неоднократный характер, данная деятельность подлежит обложению «вмененным» налогом.

Как подсчитать количество техники

Здесь тоже все не так просто. Помогут следующие рекомендации и разъяснения. Физическим показателем для исчисления налога при осуществлении «автотранспортной» деятельности признается количество транспортных средств, используемых для перевозки грузов. Однако весь имеющийся у организации транспорт сюда относить нельзя.

Во-первых, важно отметить, что под количеством имеющихся в организации транспортных средств следует понимать только количество техники, предназначенной для оказания платных услуг по перевозке грузов, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности. Прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски транспортными средствами не являются.

К транспортным средствам не относятся также имеющиеся у организации автомобили, которые используются для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. Исключением является техника, используемая одновременно и для оказания платных услуг по перевозке грузов, и для собственных хозяйственных нужд, – ее нужно учитывать (письмо Минфина России от 22 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/87).

Во-вторых, при расчете учитывается как собственный, так и находящийся в пользовании (например, взятый в аренду) транспорт. Значит, «отрегулировать» количество можно путем заключения договоров аренды автомобилей так, чтобы общее их количество превысило 20 единиц.

Есть и еще некоторые специфические нюансы.

Имеет значение принадлежность автомобиля к определенному классу. Так, в письме ФНС России от 30 января 2008 г. № 02-7-11/26 обращено внимание на то, что Общероссийским классификатором основных фондов (далее – Классификатор) грузовые автомобили классифицированы в подразделе 15 «Транспортные средства» (код подкласса – 15 3410020).

А вот автобетоносмесители, согласно Классификатору, относятся не к грузовым автомобилям, а к машинам и оборудованию для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров (подраздел 14 «Машины и оборудование», код класса – 14 2924000, код вида – 14 2924634, 14 2924635).

Следовательно, как пояснили чиновники, деятельность по перевозке бетона автобетоносмесителями или автобетономешалками не относится к вышеуказанному виду предпринимательской деятельности. И ее налогообложение осуществляется либо по общей, либо по упрощенной системе налогообложения.