За соблюдением лицензионных требований следят различные министерства и службы.
Например, сфера производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находится в ведение Росалкогольрегулирования - подпункт 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154.
Сфера производства лекарственных средств, фармацевтическая деятельность – в ведении Минздравсоцразвития России. А проверку деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, проводит Министерство природных ресурсов РФ.
Поэтому предприятию очень важно знать, какое ведомство является уполномоченным при проведении проверки. И если выяснится, что проверяющие действовали не в своей компетенции, то их требования можно оспорить.
Например, в определении ВАС РФ от 4 апреля 2011 г. № ВАС-934/11 арбитры признали незаконными пункты предписания Федеральной службы по оборонному заказу РФ, поскольку они касались деятельности, проверять которую вправе только ФСБ России.
Помимо Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) проверяющие руководствуются положениями своих ведомств.
При этом Закон о лицензировании определяет, что контролеры вправе:
В рамках проверок контролеры обязаны применять положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Всего предусмотрено два основных вида проверок – документарные и выездные.
Контроль в форме документарной проверки могут провести как у соискателей, так и лицензиатов (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Основанием для проверки в данном случае считается заявление соискателя о предоставлении лицензии или о переоформлении ее лицензиатом (ч. 3 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
При документарной проверке будут смотреть сведения, которые содержатся в представленных заявлениях и документах. И оценивать их соответствие положениям закона.
Данные соискателя или обладателя лицензии могут быть уточнены в ЕГРЮЛ и других информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Обратите внимание на следующее: у соискателя и лицензиата, подавшего документы на переоформление лицензии, может быть проведена выездная внеплановая проверка.
Она в данном случае проводится без согласования с прокуратурой.
Контролеры во время внеплановой инспекции будут смотреть состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые лицензиат предполагает использовать.
Они также имеют право оценивать соответствие объектов и персонала лицензионным требованиям (ч. 5 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
В отношении лицензиата в случаях, не связанных с переоформлением лицензии, контролеры могут проводить как плановые, так и внеплановые выездные проверки.
В большинстве случаев внеплановые проверки чиновники не должны согласовывать с прокуратурой (ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).
Основанием для внеплановой проверки служит:
Для включения лицензиата в ежегодный график плановых проверок возможны такие основания.
По результатам проверки соблюдения лицензионных требований контролеры могут вынести предписание об устранении нарушений, приостановить или аннулировать лицензию, наложить административный штраф.
Действие лицензии приостанавливается, если:
Сведения о приостановлении вносятся в реестр лицензий.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
По общим правилам к грубым нарушениям лицензионных правил относятся действия, в результате которых:
Размеры штрафов за ведение деятельности без лицензии определены статьей 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они такие:
Во всех случаях изготовленная продукция, орудия производства и сырье могут быть конфискованы.
Значительная часть судебных споров связана с тем, что предприятия не устраняют в срок выявленные в ходе проверок нарушения лицензионного законодательства. Тут, как правило, арбитры на стороне проверяющих - определение ВАС РФ от 1 сентября 2011 г. № ВАС-11202/11.
В ходе документарной проверки контролеры могут запросить дополнительные бумаги. Делается это для проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, представленных в заявлении. Как такового перечня дополнительных документов, которые могут быть затребованы, не существует.
На практике чиновники могут попросить представить документы, подтверждающие законное основание владения помещением, в котором компания предполагает вести лицензируемую деятельность (к примеру, договор аренды). И суды такие требования поддерживают - определение ВАС РФ от 8 июля 2011 г. № ВАС-4383/11.
В то же время если договор аренды заканчивается раньше, нежели срок лицензии, то это, по мнению арбитров, вовсе не повод для отказа в переоформлении лицензии - постановление ФАС Московского округа от 13 января 2011 г. № КА-А40/17402-10.
Отметим: ситуация с переоформлением лицензий на сегодня не совсем актуальна. Поскольку по новым правилам все выданные лицензии действуют бессрочно.
В то же время претензии к сроку договора аренды могут возникнуть при оформлении лицензии на новые виды деятельности.
В ходе проверок соблюдения предприятием требований могут быть затребованы договоры на оказание услуг, выполнение работ.