261
9 ноября 2011

Соблюдение лицензионных требований на предприятии

Кто проводит проверки

За соблюдением лицензионных требований  следят различные министерства и службы.

Например, сфера производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находится в ведение Росалкогольрегулирования - подпункт 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154.

Сфера производства лекарственных средств, фармацевтическая деятельность – в ведении Минздравсоцразвития России. А проверку деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, проводит Министерство природных ресурсов РФ.

Поэтому предприятию очень важно знать, какое ведомство является уполномоченным при проведении проверки. И если выяснится, что проверяющие действовали не в своей компетенции, то их требования можно оспорить.

Например, в определении ВАС РФ от 4 апреля 2011 г. № ВАС-934/11 арбитры признали незаконными пункты предписания Федеральной службы по оборонному заказу РФ, поскольку они касались деятельности, проверять которую вправе только ФСБ России.

Помимо Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) проверяющие руководствуются положениями своих ведомств.

При этом Закон о лицензировании определяет, что контролеры вправе:

В рамках проверок контролеры обязаны применять положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Установлено два вида проверок

Всего предусмотрено два основных вида проверок – документарные и выездные.

Контроль в форме документарной проверки могут провести как у соискателей, так и лицензиатов (ч. 2 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Основанием для проверки в данном случае считается заявление соискателя о предоставлении лицензии или о переоформлении ее лицензиатом (ч. 3 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

При документарной проверке будут смотреть сведения, которые содержатся в представленных заявлениях и документах. И оценивать их соответствие положениям закона.

Данные соискателя или обладателя лицензии могут быть уточнены в ЕГРЮЛ и других информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание на следующее: у соискателя и лицензиата, подавшего документы на переоформление лицензии, может быть проведена выездная внеплановая проверка.

Она в данном случае проводится без согласования с прокуратурой.

Контролеры во время внеплановой инспекции будут смотреть состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые лицензиат предполагает использовать.

Они также имеют право оценивать соответствие объектов и персонала лицензионным требованиям (ч. 5 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

В отношении лицензиата в случаях, не связанных с переоформлением лицензии, контролеры могут проводить как плановые, так и внеплановые выездные проверки.

В большинстве случаев внеплановые проверки чиновники не должны согласовывать с прокуратурой (ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Основанием для внеплановой проверки служит:

Для включения лицензиата в ежегодный график плановых проверок возможны такие основания.

  1. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии.
  2. Истечение трех лет с даты окончания последней плановой проверки.
  3. Истечение установленного правительством срока со дня окончания последней плановой проверки организации социальной сферы, здравоохранения, образования (ч. 9 ст. 19 Закона № 99-ФЗ).

Ответственность за нарушения

По результатам проверки соблюдения лицензионных требований контролеры могут вынести предписание об устранении нарушений, приостановить или аннулировать лицензию, наложить административный штраф.

Действие лицензии приостанавливается, если:

Сведения о приостановлении вносятся в реестр лицензий.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

По общим правилам к грубым нарушениям лицензионных правил относятся действия, в результате которых:

Размеры штрафов за ведение деятельности без лицензии определены статьей 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они такие:

Во всех случаях изготовленная продукция, орудия производства и сырье могут быть конфискованы.

Какие дела рассматривает арбитражный суд

Значительная часть судебных споров связана с тем, что предприятия не устраняют в срок выявленные в ходе проверок нарушения лицензионного законодательства. Тут, как правило, арбитры на стороне проверяющих - определение ВАС РФ от 1 сентября 2011 г. № ВАС-11202/11.

В ходе документарной проверки контролеры могут запросить дополнительные бумаги. Делается это для проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, представленных в заявлении. Как такового перечня дополнительных документов, которые могут быть затребованы, не существует.

На практике чиновники могут попросить представить документы, подтверждающие законное основание владения помещением, в котором компания предполагает вести лицензируемую деятельность (к примеру, договор аренды). И суды такие требования поддерживают - определение ВАС РФ от 8 июля 2011 г. № ВАС-4383/11.

В то же время если договор аренды заканчивается раньше, нежели срок лицензии, то это, по мнению арбитров, вовсе не повод для отказа в переоформлении лицензии - постановление ФАС Московского округа от 13 января 2011 г. № КА-А40/17402-10.

Отметим: ситуация с переоформлением лицензий на сегодня не совсем актуальна. Поскольку по новым правилам все выданные лицензии действуют бессрочно.

В то же время претензии к сроку договора аренды могут возникнуть при оформлении лицензии на новые виды деятельности.

В ходе проверок соблюдения предприятием требований могут быть затребованы договоры на оказание услуг, выполнение работ.