71
1 августа 2008

Как списать затраты на участие в конкурсе поставщиков

Организация конкурсов позволяет решить ряд экономических проблем. Прежде всего это способствует выявлению на рынке добросовестных организаций-партнеров, выполняющих работу ответственно и качественно, а также заключению договоров по реальным (незавышенным) ценам. Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринимательской деятельности, положительного имиджа на рынке.

Прежде чем рассмотреть, какие конкретно расходы вынуждена произвести организация при участии в конкурсе на заключение заказов, напомним основные условия признания расходов для целей налогообложения.

В соответствии с главой 25 НК РФ в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитываются расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг), а также внереализационные расходы. Перечень затрат, не признаваемых при исчислении налоговой базы, приведен в статье 270 НК РФ. Кроме того, в пункте 1 статьи 252 НК РФ содержатся обязательные требования для признания расходов в целях налогообложения: они должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Теперь разберемся, какими нормами гражданского законодательства регулируется участие организаций в конкурсах на право заключения договора, необходимого организации для ведения предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовое регулирование

В статье 447 ГК РФ сказано, что договор заключается путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. Организатором торгов может выступать как собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная компания. Последняя осуществляет деятельность по организации торгов на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их или от своего имени.

Выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, например более низкую цену по договору, обеспечение лучшего качества выполнения работ.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участвовать может любое лицо, во втором —  только лица, специально приглашенные для этой цели. На это указано в статье 448 ГК РФ.

Не менее чем за 30 дней до начала торгов организатор извещает о времени, месте, форме, предмете и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сообщает сведения о начальной цене.

Участникам торгов могут быть выставлены дополнительные требования. Так, одна из крупнейших российских компаний установила следующие критерии доступа к участию в конкурсе по размещению заказов на закупку продукции. Организации должны обладать необходимыми для выполнения условий договора финансовыми средствами, оборудованием, трудовыми ресурсами и т. д., иметь опыт выполнения поставок аналогичной продукции и положительную деловую репутацию.

Кроме того, не допускается задолженность по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Организации также не должны находиться в процессе ликвидации или банкротства.

Расходы участника конкурса...

...на этапе подготовки к тендеру

Одно из условий участия в конкурсе — наличие аудиторского заключения отчетности по МСФО. Расходы на проведение аудита отчетности, составленной по международным стандартам, учитываются для целей налогообложения прибыли в следующих случаях. Во-первых, если в отношении налогоплательщика установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО[ссылка:1]1[/ссылка]. Затраты признаются в составе прочих расходов как расходы на аудиторские услуги (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, расходы на проведение аудита по МСФО включаются в налоговую базу как прочие расходы, когда проведение аудита является необходимым условием для осуществления налогоплательщиком деятельности, направленной на получение дохода, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 14.01.2008 № 03-03-06/1/6.

Как уже отмечалось, расходы на участие в конкурсе отвечают требованию экономической оправданности и направлены на получение дохода в будущем. Следовательно, затраты на проведение аудита отчетности, составленной по МСФО, можно включить в налоговую базу. Конечно, при условии, что необходимые требования предъявлены участникам конкурса, и при наличии подтверждающих документов.

Признаются ли в целях налогообложения затраты на проведение маркетинговых исследований как этапа подготовки к тендеру? Подобные исследования помогают выяснить уровень ценового предложения потенциальных конкурентов, среднерыночные цены на продукцию, требования к продукции потенциальных потребителей и т. д.

Ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве нет определения маркетинговых исследований. В Большом экономическом словаре под данным понятием подразумевается «систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах». Маркетинговые услуги — это деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, что позволяет организации или предпринимателю наиболее оптимально выстроить свой бизнес. Организации могут проводить такие работы самостоятельно. Однако в большинстве случаев они прибегают к услугам специализированных фирм.

Договор на оказание маркетинговых услуг не предусмотрен действующим законодательством. Тем не менее согласно статье 421 ГК РФ стороны вправе заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Поэтому отношения, возникающие между заказчиком и исполнителем маркетинговых услуг в процессе исполнения договора, регулируются нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

Обратите внимание

Организатор отказался от проведения конкурса
Организатор открытых торгов, сделавший извещение, имеет право отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до его начала, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней. В извещении могут быть предусмотрены иные сроки.

В том случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб (упущенная выгода не компенсируется). Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде суммы возмещения ущерба учитываются в качестве внереализационных (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Чтобы учесть расходы на проведение маркетинговых исследований в целях налогообложения прибыли, организация должна иметь в наличии документы, подтверждающие обоснованность и размер таких затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ). В правоприменительной практике нередко возникают споры, и исполнителю приходится доказывать, что он фактически оказал услуги. Суд, как правило, настаивает на предъявлении письменных подтверждений, особенно акта сдачи-приемки оказанных услуг. Во избежание недоразумений и конфликтов в маркетинговом договоре целесообразно определить конкретный перечень документов, отчетов и иных доказательств, подтверждающих факт оказания подобных услуг, а также порядок подписания актов приемки и т. д.

Справка

Участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен в статье 325 НК РФ. Если по результатам конкурса налогоплательщик получает лицензию на право пользования недрами, расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензии, учитываемую налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Допустим, по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение. Тогда затраты включаются в прочие расходы в особом порядке: с первого числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.

Налогоплательщик может отказаться от участия в конкурсе после осуществления предварительных расходов на приобретение лицензии. Эти затраты также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором такое решение было принято, равномерно в течение пяти лет.

Маркетинговые исследования в рамках рассматриваемого договорного обязательства проводятся по заданию заказчика. Задание должно содержать проблему, цели, направления и объект исследования. Содержание задания позволяет выявить требования к результату маркетинговых исследований, а также оценить качество выполненных работ.

Полученные результаты фиксируются в отчете исполнителя. Мировая практика выработала общие правила составления такого отчета. При согласовании сторонами требований к его содержанию целесообразно воспользоваться Международным кодексом по практике маркетинговых и социальных исследований МТП и ЕСОМАР. Необходимость составления отчета обусловлена и тем, что в нем содержатся не только результаты исследования, но и описание всего процесса, использованных методов. Благодаря этому заказчик может оценить степень достоверности результатов проведенной работы и установить, было ли договорное обязательство исполнено надлежащим образом.

Расходы на маркетинговые услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Понятно, что расходы на проведение маркетинговых исследований сторонней компанией могут быть включены в налоговую базу, если в штате организации не предусмотрены собственные специалисты-маркетологи. Иначе доказать обоснованность произведенных расходов будет достаточно сложно.

...непосредственно связанные с участием в конкурсе

К подобным затратам относятся уплата сбора за участие в конкурсе, расходы по разработке и приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии. В налоговом учете они включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Конкретного перечня документов, подтверждающих произведенные расходы, в Налоговом кодексе нет. Главное, чтобы документы были оформлены в соответствии с законодательством РФ и на их основании можно было сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. Такими документами, в частности, являются договор, счет, положение о проведении конкурса, платежные документы, подтверждающие факт оплаты.

Внесение задатка

В доказательство серьезности намерений участники вносят задаток организатору торгов. Если конкурс выигран, сумма задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору. Перечисленные суммы задатка не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 14 и 32 ст. 270 НК РФ).

Если торги не состоялись, задаток возвращается всем, в том числе и тем, кто участвовал в торгах, но не выиграл их. Возвращенный задаток не признается доходом для целей налогового учета. Ведь организация не получает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме.

Компании, которая выиграла торги и уклоняется от подписания договора, задаток не возвращается.

Когда затраты не учитываются в налоговой базе

По общему правилу затраты не признаются для целей налогообложения, если они не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ. Нередко организация, израсходовав на участие в конкурсе определенную денежную сумму, впоследствии отказывается участвовать в мероприятии. Такая сумма для целей налогообложения не учитывается, поскольку не отвечает требованиям названного пункта.

Пример

ООО «Сфера» решило участвовать в объявленном ЗАО «Вымпел» конкурсе поставщиков в другом регионе. Одно из обязательных условий участия, выдвинутых организатором, — представление финансовой отчетности, составленной по международным стандартам и подтвержденной специалистами-аудиторами.

Услуги на проведение аудита составили 100 000 руб. (здесь и далее все цены без НДС). Кроме того, организация осуществила расходы на подготовку тендерной документации и оплатила сбор за участие. Общая сумма затрат — 160 000 руб.

Впоследствии руководитель ООО «Сфера» решил отказаться от участия в конкурсе. Экономических предпосылок к принятию подобного решения не было.

В данном случае затраты на проведение аудита отчетности по МСФО, на оплату сбора и подготовку документации (260 000 руб.) включать в налоговую базу нельзя, так как они не являются экономически оправданными.

Конкурс проигран

Расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, признаются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Естественно, если они осуществлены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами конкурса, и не возвращаются ей в случае проигрыша. В частности, к таким расходам относятся уплата сбора за участие в конкурсе, расходы на приобретение тендерной документации и банковской гарантии. Данные расходы, подтвержденные документально, признаются в налоговом учете единовременно (см. также письмо Минфина России от 16.01.2008 № 03-03-06/1/7).

Выводы

Во-первых, расходы, связанные с участием в конкурсах и тендерах, являются обоснованными, если оформлены в соответствии со статьей 252 НК РФ и направлены на участие в конкурсе с целью заключения договоров на получение заказов.

Во-вторых, если по результатам конкурса участник не стал победителем (не получил желаемого заказа) и условиями проведения конкурса не предусмотрен возврат участнику платежей, расходы считаются экономически оправданными, поскольку направленность на получение доходов в целях участника также присутствовала.

В-третьих, если налогоплательщик внес платежи для участия в конкурсе, но, несмотря на отсутствие экономических предпосылок, решил отказаться от участия, признать расходы экономически оправданными не представляется возможным.