71
15 декабря 2008

”Мигрирующие“ организации у нас на особом контроле

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, об особенностях структуры налоговых органов Санкт-Петербурга.

— На налоговом учете в городе состоит 390 000 организаций и 78 000 индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в различных отраслях народного хозяйства. Чтобы повысить эффективность налогового администрирования, в структуре Управления ФНС России по Санкт-Петербургу были созданы четыре специализированные инспекции — строительная, торговая, транспортная, банковская.

Функции Единого центра регистрации (ЕЦР) в городе выполняет Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу (далее — ЕЦР). Помимо госрегистрации инспекция вносит изменения в учетные данные ранее зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ежедневно ЕЦР регистрирует около 200 новых юридических лиц, более 100 индивидуальных предпринимателей, выдает около 1500 выписок из ЕГРЮЛ. Только в Санкт-Петербурге на сегодняшний день реализована система, при которой налогоплательщик получает кроме свидетельства о регистрации также свидетельства о постановке на налоговый учет, на учет в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и Петербургкомстате.

То есть принцип «одного окна» в Питере действительно полностью реализован?

— Совершенно верно. Есть у нас и отдельный Центр обработки данных (ЦОД) — я говорю о Межрайонной инспекции № 6. Она занимается обработкой представленной в электронном виде налоговой и бухгалтерской отчетности, распечаткой и направлением налоговых уведомлений, взаимодействует с внешними источниками.

В качестве эксперимента в марте 2006 года в Московском районе города создана инспекция по администрированию физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенность Санкт-Петербурга — наличие значительного числа налогоплательщиков — участников внешнеэкономической деятельности. На 1 января 2008 года на налоговом учете в Санкт-Петербурге состояло 2500 экспортеров и более 5000 импортеров.

А так как Санкт-Петербург — город-порт, то в нем зарегистрировано значительное число организаций, деятельность которых связана с речным и морским транспортом. Поэтому контрольная работа в отношении данной категории налогоплательщиков проводится с учетом специфики их деятельности. В город привлекаются и крупнейшие предприятия-инвесторы. Законодательством Санкт-Петербурга предусмотрены инвестиционные льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в части регионального бюджета для плательщиков, осуществляющих вложения в производственных целях на территории города.

Добавляет работы налоговым органам растущее количество «мигрирующих» организаций.

«Мигрирующих»? Не могли бы вы пояснить?

— Да, конечно. За девять месяцев 2008 года в Санкт-Петербурге встало на налоговый учет около 1300 организаций, ранее зарегистрированных в других регионах России! В целях усиления контроля за миграционными потоками УФНС России по Санкт-Петербургу утвердило Временный порядок проведения контрольных мероприятий в отношении «мигрирующих» организаций. В соответствии с порядком инспекции ежедекадно проводят выборки организаций, которые встали на учет в связи с изменением адреса местонахождения. Если выявляются случаи нарушения государственной регистрации, на следующий рабочий день после обнаружения материалы представляются для возбуждения дела об административном правонарушении.

С какими еще проблемами сталкиваются налоговые органы города при государственной регистрации налогоплательщиков? Как они их решают?

— Упрощение процедуры государственной регистрации позволяет сократить время оформления документов и создает наиболее комфортные условия для начала предпринимательской деятельности. Но, как показывает практика, это касается только добросовестных предпринимателей.

В настоящее время, когда активизируются действия отдельных структур по незаконному захвату предприятий и созданию фирм-однодневок, деятельность которых направлена лишь на изъятие денежных средств из бюджета, наша задача уже на этапе регистрации (внесения изменений) выявить признаки потенциально проблемной организации, что сделать не так-то просто. Законодательно установлено: государственная регистрация осуществляется по заявительному принципу, а основаниями для отказа является представление неполного комплекта документов или обращение в ненадлежащий регистрирующий орган.

На стадии первичной регистрации в ЕЦР проводится мониторинг юридических лиц, руководителями и учредителями которых являются физические лица, ранее участвовавшие более чем в пяти организациях.

В целях проверки достоверности информации об адресе местонахождения направляются запросы в районные агентства Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга для подтверждения арендных либо субарендных отношений с данной организацией.

Если вызывает сомнение подлинность платежных документов или нотариальное засвидетельствование подписи заявителя, ЕЦР оперативно направляет запросы в кредитные организации и Нотариальную палату Санкт-Петербурга. На основании полученных ответов принимается решение о регистрации либо об отказе.

« Налоговые органы убедительно рекомендуют не сообщать никому свои паспортные данные»

К настоящему времени выявлен ряд физических лиц, на которых в массовом порядке «сливаются» фирмы. По таким документам ЕЦР выносит решения об отказе в регистрации, и материалы направляются в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в межрайонные инспекции для проведения необходимых мероприятий.

В последнее время в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу все чаще обращаются граждане, заключившие с юридическими фирмами договоры о регистрации на их имя различных организаций. За небольшие деньги жителям города предлагается предоставить свои паспортные данные и поработать временно в качестве номинального директора. Юридические фирмы уверяют, что в последующем юридическое лицо будет переоформлено на имя настоящего директора и никаких неприятных последствий не будет. Однако почти все номинальные руководители навсегда оказываются единственными участниками (учредителями и руководителями) созданных ими фирм-однодневок и несут всю полноту ответственности за деятельность таких юридических лиц (в том числе противоправную), так как понятие «номинальный директор» в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц отсутствует.

Чтобы избежать неприятностей при предъявлении претензий со стороны налоговых и правоохранительных органов о нарушениях, допущенных подобными организациями, налоговые органы убедительно рекомендуют гражданам не сообщать никому свои паспортные данные.

Справка

Воробьева Людмила Васильевна состоит на государственной службе в налоговых органах с 1991 года. За это время прошла путь от старшего государственного налогового инспектора до руководителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу. За заслуги в профессиональной деятельности присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации»

Одной из основных задач налоговых органов является сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджет. Какие меры позволяют более эффективно бороться с задолженностью?

— Создаются специальные комиссии по урегулированию задолженности с участием правоохранительных органов и районной администрации. На заседаниях этих комиссий руководители организаций получают предостережения прокуратуры о необходимости погашения задолженности. В отношении предприятий, скрывающих имущество и денежные средства от взыскания, материалы на возбуждение уголовных дел по статье 199.2 Уголовного кодекса РФ направляются в Управление по налоговым преступлениям при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и прокуратуру. За девять месяцев этого года в правоохранительные органы направлено 258 материалов на сумму более 1,5 млрд. руб., по итогам рассмотрения которых возбуждено шесть уголовных дел. Также управление активно участвует в формировании общественного мнения об организациях, отражающих убытки в налоговых декларациях по итогам хозяйственной деятельности либо имеющих налоговую задолженность в размере, превышающем 250 000 руб., либо длительное время не сдающих налоговую отчетность.

А какие инструменты используются для формирования общественного мнения?

— Во-первых, списки перечисленных предприятий публикуются на официальном сайте нашего управления, где для этих целей создан баннер «Проверьте своих партнеров!». Во-вторых, информация передается для размещения на страницах городских, региональных газет и интернет-изданий. Данные публикации вызывают резонанс как у предприятий, попавших в «черный» список, так и у их деловых партнеров.

Людмила Васильевна, расскажите, как в Санкт-Петербурге решается вопрос о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц.

— Налоговые органы Санкт-Петербурга проводят совместные рейды по оперативному розыску физических лиц, имеющих задолженность по транспортному налогу, с представителями Управления Федеральной службы судебных приставов и Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В результате таких рейдов в июле — сентябре текущего года в счет погашения задолженности по транспортному налогу с физических лиц поступило более 1 млрд. руб., что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Оптимизировать взыскание задолженности по данному налогу помогает комплекс программных средств «Поток», специально приобретенный Управлением Федеральной службы судебных приставов. Он содержит сведения о владельцах автотранспортных средств, в отношении которых служба судебных приставов возбудила исполнительные производства. Программа позволяет выявлять на территории города машины должников и оперативно производить их арест.

Еще один метод воздействия — это представление налоговыми органами в Управление Федеральной службы судебных приставов ходатайств, на основании которых подразделения этой службы выносят постановления, ограничивающие выезд за пределы Российской Федерации должников — физических лиц, не исполнивших судебных решений по уплате задолженности.

Все региональные налоговые органы сталкиваются с проблемой администрирования налогообложения доходов граждан от продажи и сдачи в аренду недвижимости. Какие подходы к ее решению использует ваше управление?

— Мы проводим постоянное адресное информирование налогоплательщиков, обязанных представлять декларации. Причем кроме традиционного способа информирования путем размещения сведений на сайте управления и в печатных изданиях мы при поддержке администрации Санкт-Петербурга с целью информирования о начале и сроках проведения декларационной компании проводим горячие линии с читателями в редакциях региональных газет, участвуем в передачах на телеканалах.

Для повышения налоговой культуры налогоплательщиков в управлении с 1998 года работает информационный центр. В центре ежедневно согласно графику специалисты отделов управления проводят информационные тематические дни, в ходе которых налогоплательщики имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Для устного информирования налогоплательщиков в управлении работает телефон справочной службы (ТСС). Всего за десять месяцев 2008 года поступило около 30 000 звонков.

Кроме того, мы анализируем поступающую информацию от внешних и внутренних источников о физических лицах, получивших доходы от продажи недвижимого имущества, а также сдачи внаем или аренду своего имущества. На основании содержащихся в базе данных сведений, полученных от регистрирующих органов, формируются списки физических лиц. По составленным спискам налоговые органы направляют уведомления налогоплательщикам о необходимости представления деклараций при продаже, сдаче в аренду недвижимого имущества, земельных участков, а также для представления пояснений по фактам снятия с учета транспортных средств. Также в контрольной работе используется поступающая от граждан по телефону справочной службы информация о фактах сдачи в аренду объектов недвижимости. В результате проведенных в 2008 году контрольных мероприятий инспекции выявили более 2000 физических лиц, сдающих жилье.

Нужно сказать, управление активно взаимодействует с правоохранительными органами и различными ведомствами. Например, с Управлением Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое предоставляет в адрес Управления ФНС России по Санкт-Петербургу списки адресов многократной регистрации граждан собственниками жилья. Совместно с УВД проводят- ся мероприятия налогового контроля в отношении физических лиц, имеющих в личной собственности три и более объекта жилого фонда, для установления фактов продажи и сдачи в аренду данного имущества и привлечения их к декларированию полученных доходов. С этой целью составляются списки адресов таких собственников, производятся выезды по этим адресам, по результатам которых составляются акты обследования помещений, предположительно сдаваемых внаем, проводятся совещания руководства инспекций и УВД по разработке совместных мероприятий в части выявления граждан, сдающих внаем или аренду жилые помещения, и оказания правоохранительными органами содействия в обеспечении явки в инспекции собственников жилья.

Важное направление в работе налоговых органов — улучшение взаимодействия с налогоплательщиками. Как сегодня организована работа по приему и обработке налоговой и бухгалтерской отчетности? Есть ли особенности?

— Да, в числе приоритетных направлений работы Управления ФНС России по Санкт-Петербургу — переход на бесконтактный метод взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при сдаче налоговой (бухгалтерской) отчетности. Уже сегодня все юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица Санкт-Петербурга имеют возможность перейти на представление отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Для этого необходимо заключить договор со специализированным оператором связи, в настоящее время их пять.

Что же приобрели те, кто перешел на технологически современный документооборот с налоговыми органами? Прежде всего очевидную экономию рабочего времени, когда отпадает необходимость посещения налоговых инспекций. Вся информация в любое время суток отправляется из офиса налогоплательщика и не требует дублирования этих документов на бумажных носителях. С помощью средств выходного контроля при подготовке и формировании налоговой отчетности в стандартном формате и контроля правильности заполнения форм отчетности удается избежать ошибок. Одновременно осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.

Налогоплательщики получили гарантии оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде. В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности такой налогоплательщик оперативно получает обновления этих форм. Используется налогоплательщиками и технология «ГНИВЦ-прием-регион», с помощью которой налоговая отчетность направляется с рабочего стола налогоплательщика напрямую в инспекции, минуя специализированных операторов связи.