380
1 августа 2009

Автомобильные шины: покупка, замена, утилизация

Для правильного отражения в учете операций по приобретению и замене автошин необходимо разобраться, что же такое автошина и к какому виду активов ее можно отнести в целях бухучета и налогообложения. Шина является сложной, многофункциональной, сборной конструкцией, состоящей из неотделяемых впоследствии материалов с различными физико-механическими свойствами, изготовление которой требует высокой точности. Основное назначение шин — обеспечить надежное сцепление колес с дорогой, а также управляемость и безопасность движения транспортного средства. Таким образом, шина — это один из основных элементов ходовой части автомобиля.

Учитывая приведенные технические характеристики автошин, порядок бухгалтерского и налогового учета затрат на их приобретение и использование зависит от того, каким образом шины поступают в организацию (вместе с приобретенным автомобилем или отдельно), а также от причин их замены (в связи с износом или повреждением либо при смене сезона).

Шины приобретены в комплекте с автомобилем

Автомобильные шины: покупка, замена, утилизация. При покупке нового автомобиля стоимость шин, установленных на ходовых и запасных колесах, как правило, входит в базовую комплектацию. В прилагаемых технических документах они выделены в качестве отдельных опций перечня комплектации, но без указания стоимости. В первичных документах и договоре купли-продажи, выдаваемых организации-покупателю, указана единая цена покупки. Соответственно выделить в учете стоимость шин на ходовых и запасных колесах из общей стоимости автомобиля невозможно. Первоначальная стоимость автомобиля в этом случае формируется на основании единой цены, отраженной в документах.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете все шины, входящие в комплект автомобиля, не являются самостоятельным инвентарным объектом. Их стоимость включается в первоначальную стоимость автомобиля, отражаемую на счете 01, как составная часть целого комплекса конструктивно сочлененных предметов, образующих единый инвентарный объект. Поэтому обособленно учитывать стоимость новых шин (на колесах автомобиля и запасных), входящих в базовую комплектацию автомобиля, в составе материально-производственных запасов нельзя.

Какие шины использовать — решает владелец

Справка

В настоящее время на законодательном уровне не установлен порядок использования автомобильных шин в зимний и летний периоды. Законопроект «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ», позволяющий регламентировать использование автомобильных шин в зимний и летний периоды, только направлен на рассмотрение в Государственную Думу. Поэтому вопрос необходимости приобретения сезонных (зимних и летних) или всесезонных (для любого времени года) шин каждая организация, использующая автомобили в своей деятельности, решает самостоятельно

Причем в инвентарный объект подвижного состава автомобильного транспорта входят все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. Итак, в стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов. Это установлено в пункте 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания).

Аналогичные рекомендации по учету автомобильных шин, находящихся при транспортных средствах, содержатся и в Инструкции по применению Плана счетов (комментарий к счету 10 «Материалы»). В ней указано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Таким образом, из нормативных документов по бухучету следует, что стоимость шин на ходовых и запасных колесах, входящих в базовую комплектацию нового автомобиля, включается в стоимость этого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта по группе подвижного состава автомобильного транспорта. В дальнейшем стоимость шин на ходовых и запасных колесах (как и других узлов, агрегатов и комплектующих) в общем порядке списывается на расходы по обычным видам деятельности через начисление амортизации (исходя из установленного срока полезного использования автомобиля).

Машины и оборудование, не требующие монтажа, к которым относятся передвижные транспортные средства (в том числе автомобили), принимаются к учету в качестве основных средств в соответствии с утвержденным руководителем организации актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (п. 39 Методических указаний).

На основании данного акта и других документов на приобретение автомобиля заполняется инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 (п. 7, 12 и 13 Методических указаний).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налога на добавленную стоимость и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом). Основание — пункт 2 статьи 257 НК РФ.

Следовательно, если шины поступают в комплекте с приобретаемым автомобилем, их стоимость включается в первоначальную стоимость автомобиля (ст. 257 НК РФ).

ООО «Меола» приобрело у ЗАО «MaxAvto» легковой автомобиль Audi Q5 3.2 FSI Quattro стоимостью 2 040 400 руб. (здесь и далее в примерах суммы указываются без учета НДС). В пакетную комплектацию (без указания стоимости) включены такие опции, как:

Организацией была уплачена государственная пошлина в размере 600 руб. за следующие юридически значимые действия:

В бухгалтерском учете шины, входящие в пакетную комплектацию, учтены в составе единого инвентарного объекта (автомобиля Audi Q5 3.2 FSI Quattro). Операция отражена следующими записями:

Дебет 60 Кредит 51
— 2 040 400 руб. — оплачен приобретенный легковой автомобиль;

Дебет 08 Кредит 60
— 2 040 400 руб. — отражена стоимость автомобиля на основании договора купли-продажи и отгрузочных документов продавца;

Дебет 76 Субсчет «Госпошлина» Кредит 51
— 600 руб. — перечислена пошлина за государственную регистрацию транспортного средства и совершение иных регистрационных действий;

Дебет 08 Кредит 76 Субсчет «Госпошлина»
— 600 руб. — включена в стоимость легкового автомобиля сумма уплаченной пошлины;

Дебет 01 Кредит 08
— 2 041 000 руб. (2 040 400 руб. + 600 руб.) — принят к учету и введен в эксплуатацию легковой автомобиль Audi Q5 3.2 FSI Quattro.

В налоговом учете ООО «Меола» стоимость шин, входящих в пакетную комплектацию автомобиля Audi Q5 3.2 FSI Quattro, отразило в составе первоначальной стоимости данного автомобиля — объекта амортизируемого имущества.

Шины приобретены отдельно от автомобиля

Автомобильные шины: покупка, замена, утилизация. Автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Замена шин неизбежна как при их износе или повреждении, так и при смене зимнего и летнего сезонов. То есть возникает необходимость периодически покупать шины отдельно от автомобиля уже в процессе его эксплуатации.

Бухгалтерский учет

Приобретенные шины (независимо от стоимости и срока полезного использования) следует рассматривать как самостоятельные объекты учета — запасные части к автомобилю. Они включаются в состав МПЗ по фактической себестоимости и отражаются на субсчете 10-5 «Запасные части» счета 10. Фактической себестоимостью данных шин признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов). Основанием являются подпункты 2, 5 и 6 ПБУ 5/01.

Поскольку на субсчете 10-5 помимо автомобильных шин учитываются запасные части, предназначенные для ремонта, замены изношенных частей оборудования, автомобилей и иных транспортных средств, то для удобства организация может предусмотреть в своем рабочем плане счетов отдельные субсчета второго порядка для учета автомобильных шин и других видов запчастей для транспортных средств.

При установке шин на автомобили их стоимость списывается на счета учета затрат на производство (расходов на продажу). Это следует из пунктов 93 и 95 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть следующим:

Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме № М-11.

В результате стоимость шин, поставленных на колеса автомобилей, учитывается при формировании себестоимости выпускаемой продукции (если их стоимость отражена, например, на счете 20 «Основное производство») или при определении суммы расходов текущего месяца (если их стоимость отражена на счете 26 «Общехозяйственные расходы», сальдо которого ежемесячно списывается организацией на финансовые результаты).

Понятно, что шины имеют достаточно продолжительный срок использования. Они подлежат замене, если фактический пробег автомобиля превысил установленные нормы эксплуатационного пробега или произошло повреждение шин. Поэтому организация, использующая автотранспорт в служебных целях, должна разработать порядок учета автомобильных шин и утвердить его в виде отдельного организационно-распорядительного документа или в качестве приложения к бухгалтерской учетной политике.

По мнению автора, для определения нормативного пробега можно воспользоваться Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, приведенными в Руководящем документе РД 3112199-1085-02, утвержденном Минтрансом России 04.04.2002 (далее — нормы Минтранса России). В информационном письме Минтранса России от 07.12.2006 № 0132-05/394 указано, что названный документ действует без ограничения срока до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Нормы Минтранса России разработаны на основе статистического анализа фактических данных о средних пробегах шин и основных причинах выхода их из строя. Они применяются для шин, которые не подвергались восстановительному ремонту и перестали использоваться по следующим причинам:

Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, по которым не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель организации вправе на основании приказа (распоряжения) ввести в действие временную норму согласно среднестатистическому пробегу списанных шин. Нормы корректируются с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих категорию автотранспортного средства, условия его эксплуатации и характер работы.

Нормы эксплуатационного пробега шин (Hi) рассчитываются по следующей формуле:

Hi= хK1х K2,

где H — среднестатистический пробег шин, тыс. км;
К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;
K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета.

Предположим, автомобильная шина досрочно вышла из строя. Тогда, по мнению автора, часть ее стоимости, приходящуюся на оставшийся пробег, следует учесть в составе прочих расходов на основании пунктов 4 и 11 ПБУ 10/99. Поскольку стоимость шины уже была отражена в составе затрат при установке, необходимо произвести корректировку затрат. Поясним порядок учета на примере всесезонных шин.

ЗАО «Ферио» для замены изношенного комплекта шин в июне 2009 года приобрело и установило на автомобиль BMW M3 комплект всесезонных шин на сумму 32 000 руб., стоимость одной шины — 8000 руб. (32 000 руб. : 4). Затраты на приобретение шин были учтены в составе общехозяйственных расходов.

Для учета износа и замены шин используются нормы Минтранса России. Среднестатистический пробег шины, используемой в автомобиле, — 50 000 км.

Для определения нормативного пробега применяются следующие поправочные коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации автотранспортного средства:

Таким образом, нормативный пробег шин для автомобиля BMW M3 составляет 52 250 км (50 000 км х 0,95 х 1,10).

В августе 2009 года одна шина вышла из строя. Ее пробег — 47 540 км. В соответствии с заключением комиссии данная шина не подлежит ремонту и должна быть заменена.

Так как одна шина заменена досрочно, ее стоимость учитывается:

В бухгалтерском учете ЗАО «Ферио» данные операции отражены такими записями:

в июне 2009 года

Дебет 60 Кредит 51
— 32 000 руб. — оплачен комплект всесезонных шин для автомобиля BMW M3;

Дебет 10-5 Кредит 60
— 32 000 руб. — учтена в составе МПЗ стоимость комплекта всесезонных шин (как запчасти к автомобилю);

Дебет 26 Кредит 10-5
— 32 000 руб. — установлен комплект всесезонных шин на автомобиль BMW M3;

в августе 2009 года

Дебет 10-5 Кредит 26
— 721,15 руб. — отражена корректировка общехозяйственных расходов с учетом норм пробега шины для автомобиля BMW M3;

Дебет 91-2 Кредит 10-5
— 721,15 руб. — признаны в составе прочих расходов сверхнормативные расходы в части стоимости шины, соответствующей оставшемуся пробегу.

Организация может использовать зимние и летние шины при смене сезонов. Порядок их учета такой же, как и всесезонных шин.

Обратите внимание: в законодательстве по бухгалтерскому учету не содержится требований по восстановлению части стоимости зимних или летних шин, поступающих на склад при их сезонной замене.

Возврат летних (зимних) шин на склад при смене сезона на счетах бухгалтерского учета не отражается. Передав летние шины в эксплуатацию и списав их стоимость, организации следует вести дальнейший учет их движения вне баланса. Для этого, например, в карточках учета работы автомобильных шин необходимо сделать запись о том, кому они выданы. Можно отразить стоимость летних шин на забалансовом счете.

Стоимость шин, списанных с учета, но фактически используемых в организации, также указывается в актах инвентаризации материально-производственных запасов. При полном износе или неисправимом повреждении шин должен быть составлен акт по их выбытию (утилизации). В карточках учета работы автомобильных шин делают соответствующие записи, а их стоимость списывается с забалансового учета.

ООО «Фабрис» приобрело и установило на автомобиль BMW M3 CLS комплект летних шин Michelin Pilot Sport Cup 235/35R19 стоимостью 45 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Фабрис» были сделаны следующие записи: Дебет 60 Кредит 51

45 000 руб. — оплачен комплект летних шин;

Дебет 10-5 Кредит 60
45 000 руб. — учтен в составе МПЗ (как запчасти) комплект летних шин;

Дебет 44 Кредит 10-5
45 000 руб. — списана стоимость комплекта летних шин при установке на автомобиль;

Дебет 012 «Учет шин в эксплуатации»
45 000 руб. — учтен за балансом комплект летних шин.

Смена летнего комплекта автомобильных шин на зимний отражается в карточках учета шин.

При выбытии шин, например, по причине выработки эксплуатационного пробега они списываются с забалансового учета. При этом делают запись:

Кредит 012 «Учет шин в эксплуатации»
— 45 000 руб. — списан комплект летних шин.

В качестве обоснования применяемого порядка учета сезонной замены шин можно использовать и тот факт, что бывшие в употреблении шины не относятся ни к отходам производства (возвратным отходам), ни к неиспользованным материалам, которые нужно снова отразить на балансе (п. 111 и 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Следовательно, сохранность пригодных к использованию автомобильных шин организация может обеспечить на основании сведений забалансового учета, а также складского, производственного учета или карточек учета работы автомобильных шин.

Как правило, учет шин ведет материально ответственное лицо. Чаще всего обязанности по учету шин возлагаются не на бухгалтера, а на работника организации, имеющего отношение к обслуживанию автомобилей (например, водителя). Ведь учет автомобильных шин предполагает кроме прочего и учет их физического износа, который может определить не каждый бухгалтер.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). При выполнении названных условий автомобильная шина учитывается в составе амортизируемого имущества и ее стоимость погашается посредством начисления амортизации.

В то же время автомобильные шины скорее всего не попадут в категорию амортизируемого имущества из-за несоблюдения стоимостного критерия. Маловероятно, что стоимость каждой шины составит более 20 000 руб. Значит, стоимость автомобильных шин, используемых для замены изношенных шин или при сезонной замене, учитывается в составе материальных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или расходов на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Стоимость шин включается в расходы на дату передачи их в эксплуатацию (п. 1 и 2 ст. 272 НК РФ). В первом случае она может быть отражена в составе прямых расходов, установленных организацией, во втором — как косвенные расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Прямые расходы включаются в расходы текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). На практике стоимость шин чаще всего учитывается в составе косвенных расходов.

Налоговое законодательство не требует учитывать пробег автомобильных шин, чтобы обосновать расходы по их замене при износе (ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время следует помнить, что для признания расходов в налоговой базе необходимо выполнение двух условий: затраты должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому во избежание споров с налоговыми органами организации нужно разработать нормы эксплуатации автомобильных шин. Для этого можно использовать нормы Минтранса России или установить собственные, руководствуясь здравым смыслом и принципом экономической оправданности затрат.

Рекомендуемый перечень документов для оформления операций по учету шин приведен во врезке ниже.

Документы по учету шин

Обратите внимание

Операции, связанные с приобретением, использованием и заменой шин, должны быть документально подтверждены. К ним относятся:

При замене сезонных шин уменьшать материальные расходы на стоимость шин, поступающих на склад, не следует. Ведь они не относятся к возвратным отходам или остаткам МПЗ, не использованным в производстве на конец месяца (п. 5 и 6 ст. 354 НК РФ).

В июле 2009 года ООО «Толан» приобрело для автомобиля Alfa Romeo комплект летних шин Nokian Hakka H стоимостью 11 300 руб. Данный комплект шин установлен на автомобиль в связи со сменой сезона.

Для целей налогообложения прибыли стоимость установленных шин организация списала на прочие расходы в июле 2009 года.

Допустим, для этих шин установлен нормативный пробег 50 000 км. В ноябре 2009 года к моменту их замены на зимние шины фактический пробег составит 20 000 км. То есть летние шины еще не выработают свой ресурс. Тем не менее величина материальных расходов, учитываемых в налоговой базе, не корректируется. То есть в ноябре 2009 года летние шины поступят на склад, а затем снова будут использоваться в следующем сезоне.

1О расходах, возникающих при покупке транспортного средства, читайте в статье «Фирме нужен автомобиль: купить или арендовать?» // РНК, 2009, № 13-14. — Примеч. ред.
2Унифицированные формы первичных документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
3Подробнее об особенностях налогового и бухгалтерского учета расходов, связанных с приобретением основного средства, читайте в статье «Формируем первоначальную стоимость приобретенного основного средства» в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.
4Унифицированная форма № М-11 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.