109
30 декабря 2008

Объекты, выявленные при инвентаризации

Объекты, выявленные при инвентаризации. Согласно Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации. Проведение инвентаризации основных средств регламентировано Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации, документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации).

На основании пункта 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение. Все основные средства, перечисленные в инвентаризационной описи, находятся на ответственном хранении руководителя. В учете излишки подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.1 и 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01) в соответствии с установленными в пункте 18 ПБУ 6/01 способами. Срок полезного использования объекта определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Согласно пункту 38 Методических указаний принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, в частности, для объектов недвижимости по форме № ОС-1а (утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7), в которой предусмотрен реквизит «государственная регистрация прав».

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

Правовое положение ГУПа и МУПа, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определено в Гражданском кодексе и Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (далее — Закон № 161-ФЗ).

Имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию (ст. 2 Закона № 161-ФЗ).

В статье 14 Закона № 161-ФЗ установлено, что увеличение уставного фонда ГУПа или МУПа допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Следовательно, имущество, выявленное унитарным предприятием в результате инвентаризации, может принадлежать ему только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 161-ФЗ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Понятие «передача имущества» определено в статьях 224, 556 и 563 ГК РФ, из которых следует, что имущество переходит к унитарному предприятию от собственника с момента его поступления во владение унитарного предприятия по акту приема-передачи. Значит, с этой даты объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество.