203
1 апреля 2010

Налоговый контроль

Налоговый контроль хотт усилить. Расширенная коллегия столичного управления прошла при участии заместителя руководителя ФНС России Н.В. Синиковой, первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы руководителя Комплекса экономической политики и развития Ю.В. Росляка, главного федерального инспектора по г. Москве Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО И.И. Абылгазиева, руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЦФО Е.Ю. Легостаева, прокурора г Москвы Ю.Ю. Семина, заместителя начальника ГУВД В.П. Васильева, а также представителей других федеральных ведомств.

C докладами выступили руководитель Управления ФНС России по г. Москве Л.В. Воробьева, начальник отдела контрольной работы управления Э.В. Сурнина, начальник отдела налогообложения юридических лиц управления О.В. Махалова, начальник ИФНС России по г. Москве № 25 Е.И. Химина.

Как рассказала Л.В. Воробьева, в 2009 году в бюджетную систему РФ столичными налоговыми органами мобилизовано 1,5 трлн. руб. налоговых доходов. Это на 9% меньше, чем в 2008 году (в целом по России поступило на 16,5% налогов меньше, чем в 2008-м).

Доля поступлений налогов в федеральный бюджет составила 40%, во внебюджетные фонды — 17%, в консолидированный бюджет г. Москвы — 43%. С учетом крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях, в консолидированный бюджет города поступило 849 млрд. руб.

Налоговая база по НДС снижается, возмещение налога растет

В разрезе налогов наблюдались следующие тенденции. По сравнению с 2008 годом было отмечено снижение поступлений НДС почти на 9%. Это объясняется, во-первых, снижением оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на 630 млрд. руб. (или на 11,4%), снижением общей суммы НДС, заявленной к уплате, на 24 млрд. руб. (или на 3,6%) и ростом возмещения НДС на 31 млрд. руб. (или на 50%).

Налоговые органы Москвы на постоянной основе проводят мониторинг предприятий с учетом ситуации в отрасли, осуществляют контроль в отношении организаций, заявляющих возмещение НДС из бюджета, и организаций, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов. В 2009 году на заседаниях комиссий

По словам первого заместителя мэра Москвы Ю.В. Росляка, УФНС России по г. Москве и правительству Москвы необходимо перейти к расширению информационного взаимодействия, к новому уровню прогнозирования бюджетных доходов

районных инспекций было заслушано более 5000 организаций, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. В результате представлено 4000 уточненных расчетов. Сумма заявленных вычетов уменьшена на 9 млрд. руб. Кроме того, в результате завершенных проверок вычеты уменьшены еще на 18 млрд. руб.

В условиях снижения налоговой базы по НДС на 11% настораживает ситуация с ростом возмещения налога в 1,5 раза, отметила Л.В. Воробьева. По ее словам, налоговым органам следует обратить внимание на полноту и качество проводимых мероприятий, на построение работы таким образом, чтобы, с одной стороны, усилить контроль за налогоплательщиками с целью выявления новых схем по уходу от налогообложения, с другой — проявлять высокий профессионализм и не оказывать лишнего давления на бизнес.

В прошлом году заявили убытки 51 000 юридических лиц

Ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, рост убыточных организаций стали причинами резкого падения темпов поступлений налога на прибыль. По данным Мос-горстата, сальдированный финансовый результат предприятий Москвы за девять месяцев 2009 года составил 1 трлн. руб., что на 13% меньше аналогичного показателя 2008 года. В прошлом году заявили убытки 51 000 организаций. Это 15% от общего количества плательщиков, представивших декларации. Сумма убытков составила 506 млрд. руб., что почти в два раза больше соответствующего показателя 2008 года.

Работе с убыточными организациями уделяется особое внимание: организован системный анализ, постоянный контроль. Во всех районных инспекциях и в управлении созданы рабочие группы. Как результат — уменьшение налоговых убытков на сумму 118 млрд. руб. и доначисление налога в сумме 7 млрд. руб. В текущем году эта работа будет продолжена, в том числе на совместных заседаниях по работе с проблемными организациями в префектурах округов г. Москвы и отраслевых комиссиях. Усиленный налоговый контроль поможет решить проблему.

Комплексные проверки позволили выявить 142 «серые» зарплатные схемы

Синтетический показатель в разрезе экономики — показатель занятости населения. Уже к концу 2008 года многие организации заявили о сокращении персонала, переходе на укороченную рабочую неделю и предоставлении отпусков без сохранения содержания. В 2009 году эти негативные явления имели свое продолжение, что привело к снижению объема перечисленных в бюджет зарплатных налогов. В отчетном году поступления НДФЛ снизились на 2%, в абсолютной сумме — на 6,5 млрд. руб. Комплексные проверки 1300 низкозарплатных организаций в 2009 году

позволили доначислить более 400 млн. руб. НДФЛ и выявить 142 «серые» зарплатные схемы. Работа налоговых органов по администрированию НДФЛ остается приоритетной и на 2010 год, в том числе работа по привлечению к дополнительному декларированию физических лиц от продажи транспортных средств, недвижимого имущества, а также сдачи его в аренду. В 2009 году было привлечено к декларированию доходов более 140 000 продавцов имущества, сумма доначисленного НДФЛ составила 341 млн. руб. Дополнительно привлечено к декларированию доходов 6000 физических лиц, сдающих имущество в аренду, сумма доначисленного НДФЛ — 144 млн. руб.

Руководитель управления отметила, что в период кризиса наиболее устойчивыми являются имущественные налоги. И здесь важно взаимодействие налоговых органов с регистрирующими органами, приведение баз к единой информационной структуре.

Одна из причин роста задолженности — миграция налогоплательщиков

Кризисные явления в экономической сфере оказали существенное влияние на рост налоговой задолженности, абсолютная сумма которой на 1 января 2010 года составила 241 млрд. руб. и выросла по сравнению с прошлым годом на 67%. Что касается факторов роста задолженности, то в основном это доначисление налогов по результатам проведения контрольных мероприятий и неуплата текущих платежей. Абсолютная сумма задолженности по текущим платежам выросла в два раза и на 1 января 2010 года составила 7 млрд. руб. Третий фактор заключается в миграции налогоплательщиков. Миграция организаций из других субъектов Федерации нередко предполагает уход от уплаты налогов. Чаще всего такие налогоплательщики не находятся по указанному адресу и не имеют имущества, на которое можно обратить взыскание.

За 2009 год поставлено на учет из других регионов налоговыми органами Москвы более 5000 организаций, имеющих задолженность в общей сумме почти 6 млрд. руб. Регистрирующий орган (МИ ФНС России № 46 по г. Москве) проводит с территориальными инспекциями работу по предотвращению необоснованной миграции. В целях повышения эффективности такой работы, к ней необходимо подключить правоохранительные органы, считает руководитель столичного налогового управления.

В целях повышения эффективности работы по предотвращению необоснованной миграции налогоплательщиков, к ней необходимо подключить в том числе правоохранительные органы, считает руководитель УФНС РОССИИ ПО Г. Москве Л.В. Воробьева

Среди задач, которые ФНС России ставит перед столичными налоговыми органами в 2010 году, — тщательное проведение предпроверочного анализа, отказ от доначислений, сохранение бизнеса при обязательном исполнении бюджетных назначений и др.

Эффективная налоговая политика как финансовый фундамент

В своем выступлении первый заместитель мэра руководитель Комплекса экономической политики и развития Ю.В. Росляк указал на необходимость дальнейшего тесного сотрудничества Правительства Москвы и Управления ФНС России по г. Москве. Высоко оценив деятельность столичного налогового управления, он подчеркнул сложность экономической ситуации. Эффективная налоговая политика является финансовым фундаментом, на котором строится социально-экономическое развитие города, его бюджет. В последние полтора года данный фундамент испытывается на прочность.

Руководитель Комплекса экономической политики и развития города отметил, с одной стороны, важность исполнения бюджетных показателей, с другой — важность проведения совместной работы по поддержке реального сектора экономики для восполнения экономического потенциала, которым экономическая система города обладала ранее. Для этого, по его словам, УФНС России по г. Москве и Правительству Москвы необходимо перейти к расширению информационного взаимодействия, к качественно новому уровню прогнозирования бюджетных доходов, к постановке вопроса о реструктуризации задолженности для жизнеспособных предприятий и т. д.

О задачах на 2010 год

Заместитель руководителя ФНС России Н.В. Синикова поблагодарила московское управление за проделанную работу. Она отметила, что, несмотря на сложный год и резкое снижение налоговых обязательств, столичным налоговым органам удалось добиться серьезных результатов. Как и прежде, УФНС России по г. Москве обеспечивает пятую часть всех бюджетных поступлений Российской Федерации. Среди задач, которые ставит ФНС России перед столичными налоговыми органами в 2010 году, — тщательное проведение предпроверочного анализа, отказ от доначислений, сохранение бизнеса при обязательном исполнении бюджетных назначений, повышение качества налогового администрирования, направленного на предупреждение возможных налоговых правонарушений. Особое внимание в этом году будет уделяться проведению инвентаризации существующей задолженности.